Образование и педагогическая мысль на этапе развития педагогики как самостоятельной научной дисциплины. Новое время

Содержание

Слайд 2

Вопросы

Социокультурные предпосылки становления педагогики как самостоятельной научной дисциплины
Реализация механической парадигмы в новоевропейской

Вопросы Социокультурные предпосылки становления педагогики как самостоятельной научной дисциплины Реализация механической парадигмы
педагогике. Ф. Бэкон и Р. Декарт

Слайд 3

Социокультурные предпосылки становления педагогики как самостоятельной научной дисциплины

Социокультурные предпосылки становления педагогики как самостоятельной научной дисциплины

Слайд 4

Теологические предпосылки становления новоевропейской педагогики

Теоцентризм
Ревеляционизм
Омнипотенциализм
Провиденциализм
Персонализм
Креационизм

Теологические предпосылки становления новоевропейской педагогики Теоцентризм Ревеляционизм Омнипотенциализм Провиденциализм Персонализм Креационизм

Слайд 5

Социокультурные факторы становления новоевропейской педагогики

социальная и духовная реабилитация «механических искусств»
идеология протестантизма
практическая ориентация

Социокультурные факторы становления новоевропейской педагогики социальная и духовная реабилитация «механических искусств» идеология
новой науки
развитие в новой философии идеи единого научного метода (mathesis universalis)

Слайд 6

Социальная и духовная реабилитация «механических искусств»

Креационизм: природа как machina mundi
Ренессанс –

Социальная и духовная реабилитация «механических искусств» Креационизм: природа как machina mundi Ренессанс
культ «человека виртуозного»
Отсюда аксиологическая инверсия традиционных оппозиций
θεωρετικὸς βίος vs πρακτικός βίος
artes liberales vs artes mechanicae

Слайд 7

Возрождение идеала ἀρετή в эпоху Ренессанса

Данте Алигьери: «Кроме того замечу, что латинский

Возрождение идеала ἀρετή в эпоху Ренессанса Данте Алигьери: «Кроме того замечу, что
язык, если бы я избрал его, был бы не подчиненным, а главенствующим по своему достоинству (vertù). Каждая вещь добродетельна (virtuosa) по своей природе, когда она делает то, для чего она предназначена; и чем лучше она это делает, тем более она достойна (virtuosa). Поэтому мы именуем добропорядочным (virtuoso) того человека, который живет жизнью созерцательной или деятельной, ежели к таковым он склонен от природы; мы называем отменным (virtuoso) того коня, который обладает ходом сильным и продолжительным, такова цель его создания; мы считаем добрым (virtuosa) тот меч, который хорошо рассекает твердые предметы,— в этом его назначение. Так и речь, которой надлежит раскрывать человеческую мысль, достойна (virtuoso) тогда, когда она это осуществляет, и более достойна (virtuoso) та речь, которая это делает лучше; и так как латинский язык открывает многие мысли, которые народный выразить неспособен, как это знают те, кто владеет и той и другой речью, он обладает большим достоинством (vertù), чем язык народный».
Комментарий П.М. Бицилли: «Всякая вещь обладает virtù…, соответствующей ее природе, в силу чего она делает то, для чего она приспособлена» [Место Ренессанса в истории культуры, 1934].

Слайд 8

Элиминация оппозиции σχολή vs πόνος (теоретическое vs пойэтическое знание)

Леонардо да Винчи:
«Наука инструментальная

Элиминация оппозиции σχολή vs πόνος (теоретическое vs пойэтическое знание) Леонардо да Винчи:
или механическая – благороднейшая и по сравнению с прочими наиполезнейшая» (Суждения о науке и искусстве. – СПб.: Азбука, 2001. С.47)
Живопись «вначале существует в уме художника, но не может получить завершения без ручной работы» (Цит. по: Шастель А. Искусство и гуманизм во Флоренции времен Лоренцо Великолепного. Очерки об искусстве Ренессанса и неоплатоническом гуманизме. – М.; СПб.: Университетская книга, 2001. С. 412)
«Механическим называют знание, происходящее из опыта, научным – то, которое начало и конец имеет в уме, а полумеханическим – то, которое рождается из науки, а завершается ручной работой» (Там же, с. 411)

Слайд 9

Ренессансный гуманизм

Идея humanitas в Древнем Риме:
παιδεία (I в. до н.э.)
φιλανθρωπία (II в.)
Ренессансная

Ренессансный гуманизм Идея humanitas в Древнем Риме: παιδεία (I в. до н.э.)
идея humanitas (начиная XIV в.):
возрождение светского образования – studia humanitatis (риторика, поэзия, моральная философия, история)
педалирование филологической и лингвистической составляющей (в ущерб quadrivium’у и логике из-за неприязни к схоластам)

Слайд 10

Практическая ориентация новой науки

Практическая ориентация новой науки

Слайд 11

Практическая (антисхоластическая) ориентация новой науки: Nullius in verba

Девиз Лондонского королевского общества «Nullius

Практическая (антисхоластическая) ориентация новой науки: Nullius in verba Девиз Лондонского королевского общества
in verba» («Ничего со слов»), выбранный вскоре после основания того в 1660 году, означает решимость членов общества
противостоять влиянию авторитетов,
проверять все утверждения экспериментально установленными фактами

Слайд 12

Отличие академии от университета, согласно проекту положения об учреждении Академии наук и

Отличие академии от университета, согласно проекту положения об учреждении Академии наук и
художеств 1724 года (Российская империя)

Слайд 13

Идеология протестантизма: Бог без посредников и реабилитация труда

Мартин Лютер (1483-1546): особое внимание

Идеология протестантизма: Бог без посредников и реабилитация труда Мартин Лютер (1483-1546): особое
в христианских школах должно быть уделено изучению древнееврейского и древнегреческого языков.
Ричард Бакстер (1615-1691): «Если Бог указует вам этот путь, следуя которому, вы можете без ущерба для души своей и не вредя другим, законным способом заработать больше, чем на каком-либо ином пути, и вы отвергаете это и избираете менее доходный путь, то вы тем самым препятствуете одной из целей вашего призвания, вы отказываетесь быть управляющим Бога и принимать дары его для того, чтобы иметь возможность употребить их на благо Ему, когда Он того пожелает» (Цит. по: Макс Вебер. Протестантская этика и дух капитализма. 1905).

Слайд 14

И.В. Гете. Фауст. Часть1. Глава 3. Пер. Б.Л. Пастернака

И.В. Гете. Фауст. Часть1. Глава 3. Пер. Б.Л. Пастернака

Слайд 15

Иезуиты: контрреформация в образовании

Societas Jesu, 1534. Основатель: Игнатий Лойола
Приоритеты образовательной политики Общества

Иезуиты: контрреформация в образовании Societas Jesu, 1534. Основатель: Игнатий Лойола Приоритеты образовательной
Иисуса в XVI-XVII веков.:
реализация в Европе единого образовательного пространства
создание многоуровневой системы непрерывного образования
жесткое регламентирование образовательного процесса

Слайд 16

Реализация механической парадигмы в новоевропейской педагогике.
Фрэнсис Бэкон и Рене Декарт

Реализация механической парадигмы в новоевропейской педагогике. Фрэнсис Бэкон и Рене Декарт

Слайд 17

«Технология» Петра Рамуса: искусство изложения

Petri Rami Scholae in liberales artes. 1569.
«Технология» (τεχνολογία)

«Технология» Петра Рамуса: искусство изложения Petri Rami Scholae in liberales artes. 1569.
- искусство правильного упорядочивания содержания курса обучения (curriculum) «свободным искусствам», которое характеризуется:
легкостью и краткостью наставления на пути обучения
привлекательностью для молодежи

Слайд 18

Mathesis universalis: искусство открытия / инвенции

Inventio – изначально риторический термин в структуре

Mathesis universalis: искусство открытия / инвенции Inventio – изначально риторический термин в
античной «технологии» как искусства организации речи:
Inventio – «нахождение», «изобретение» аргумента, идеи, темы речи (invenire quid dicere, «изобрести что сказать»)
Dispositio – «расположение», «изложение» аргументов (inventa disponere, «расположить изобретенное»)
Еlocutio – «выражение», словесное оформление мысли, собственно красноречие
Мemorio – запоминание речи
Аctio (hypocrisis) – (актерское) исполнение речи

Слайд 19

Mathesis universalis: инвенция как порождение нового (знания, продукта)

Такое понимание инвенции (изобретения) требует

Mathesis universalis: инвенция как порождение нового (знания, продукта) Такое понимание инвенции (изобретения)
элиминации теологической оппозиции
creatura vs creator,
что возможно только при девальвации классической, восходящей к античности оппозиции
τέχνη vs φύσις

Слайд 20

Mathesis universalis: инвенция как порождение нового (знания, продукта)

Декарт: «Между машинами, сделанными руками

Mathesis universalis: инвенция как порождение нового (знания, продукта) Декарт: «Между машинами, сделанными
мастеров, и различными телами, созданными одной природой, я нашел только ту разницу, что действия механизмов зависят исключительно от устройства различных трубок, пружин и иного рода инструментов, которые, будучи соразмерны руке мастера, всегда настолько велики, что их форму и движения легко увидеть, тогда как, напротив, трубки или пружины, вызывающие действия природных вещей, обычно бывают столь малы, что ускользают от наших чувств. И ведь несомненно, что в механике нет правил, которые не принадлежали бы физике; поэтому все искусственные предметы вместе с тем суть предметы естественные. Так, например, часам не менее естественно показывать время с помощью тех или иных колесиков, из которых часы составлены, нежели дереву приносить плоды» (Principia Phil., IV, 203)

Слайд 21

Механическая картина мира

«Природа проста» (И. Ньютон)
Любые события предопределены законами механики
Любые процессы, в

Механическая картина мира «Природа проста» (И. Ньютон) Любые события предопределены законами механики
том числе биологические и социальные, могут быть редуцированы к механическим
Таким образом, познание мира тождественно его механическому (ре)конструированию

Слайд 22

Научные принципы, обусловившие становление механической парадигимы:

гипотетизм
конструктивизм
экспериментализм
рационализм
методизм

Научные принципы, обусловившие становление механической парадигимы: гипотетизм конструктивизм экспериментализм рационализм методизм

Слайд 23

Идея нового образования

Критика ориентации старого образования на персонифицированный и авторитетный тип знания
Критика

Идея нового образования Критика ориентации старого образования на персонифицированный и авторитетный тип
схоластического университета: схоластика как метод преподавания и метод исследования текста есть изложение (dispositio) без открытия (inventio), т.е., всецело аналитическое суждение
Поскольку же новая наука должна оперировать синтетическими суждениями, то в новом образовании метод обучения должен быть уподоблен научному методу производства новых знаний: dispositio следует максимально приблизить к inventio

Слайд 24

В схоластическом образовании преобладали априорные и аналитические суждения

В схоластическом образовании преобладали априорные и аналитические суждения

Слайд 25

Новое образование должно готовить ученых, которые будут оперировать также апостериорными и синтетическими

Новое образование должно готовить ученых, которые будут оперировать также апостериорными и синтетическими
суждениями, ибо цель науки – производство нового знания

Слайд 26

Instauratio Magna Scientiarum Великое восстановление наук, 1620 На гравюре титульного листа первого издания изображен

Instauratio Magna Scientiarum Великое восстановление наук, 1620 На гравюре титульного листа первого
корабль, выплывающий за Геркулесовы столбы в направлении Нового света – аллегория стремления разума к новым знаниям. Размещенный между столпов девиз гласит: «Multi pertransibunt et augebitur scientia» («Много поколений пройдут, и знания процветут»)

Слайд 27

Инициативный метод изложения (dispositio) эквивалентен методу открытия (inventio)

Согласно данному методу, знание «следует

Инициативный метод изложения (dispositio) эквивалентен методу открытия (inventio) Согласно данному методу, знание
вкладывать в чужие умы таким же точно методом (если это возможно), каким оно было первоначально найдено. И этого, конечно, можно добиться только в том знании, которое приобретено с помощью индукции» (т.е. с помощью метода открытия)
Учитель, использующий этот метод, должен «пересадить знание в голову слушателя в таком виде, в каком оно выросло в его собственной голове»
Francisci Baconis De dignitate et augmentis scientiarum. VI, 2

Слайд 28

Аналитический метод изложения материала в Meditationes de prima philosophia Рене Декарта

«Анализ указывает

Аналитический метод изложения материала в Meditationes de prima philosophia Рене Декарта «Анализ
правильный путь, на котором нечто может быть найдено методически и как бы априори, так что если читатель пожелает следовать этим путем и внимательно отнесется ко всему изложенному, он столь же хорошо разберется в вопросе, как если бы он сам его поставил.
В отличие от анализа, синтез (геометрический метод) «не показывает, каким образом было найдено решение»
«Я следовал в своих «Размышлениях» только путем анализа, считая его наилучшим методом самообучения [читателя]»
Оbjectiones. Ответ на Вторые возражения

Слайд 29

Пример аналитического метода изложения материала в Meditationes de prima philosophia : от

Пример аналитического метода изложения материала в Meditationes de prima philosophia : от
антропологического доказательства бытия Бога к «онтологическому»

Анализ факта сомнения (cogito ergo sum) ведет к существованию Бога:
Если идея Бога, которой я обладаю, должна доказать бытие Бога, то она должна быть чем-то большим, чем только плод моего представления, но приходить ко мне от самого Бога, т.е. быть innée.
Идея Бога есть идея совершенного существа.
Но сам факт сомнения есть вместе с тем факт осознания моего несовершенства, который был бы невозможным, если бы a priori не было в мысли идеи совершенства.
Но идея совершенства не может быть продуктом несовершенного существа.
Следовательно, идея Бога не относится к числу всех прочих моих представлений, при которых мыслимый объект не является необходимо существующим. (Так снимается возражение на «онтологическое» доказательство Ансельма: из того, что Бога нельзя мыслить несуществующим, не следует, что Он существует).