Воспитание как ценностно-смысловое. взаимодействие Диалогический характер воспитания

Содержание

Слайд 2

Содержание

Воспитание
Ценностно-смысловой подход к воспитанию
Содержание ценностно-смыслового подхода
“Ценность” и “смысл”
Диалогичность
Идея диалогичности
Диалогичная форма воспитания

Содержание Воспитание Ценностно-смысловой подход к воспитанию Содержание ценностно-смыслового подхода “Ценность” и “смысл”

Слайд 3

Современное состояние человеческого общества все более высвечивает значение морали в жизни

Современное состояние человеческого общества все более высвечивает значение морали в жизни каждого
каждого человека – морали, ответственной за человеческое общежитие, за мир, в котором мы живем.

Слайд 4

Ценностно-смысловой подход в воспитании, как это обосновано А.И.Шемшуриной, во-первых, направлен на воспитание

Ценностно-смысловой подход в воспитании, как это обосновано А.И.Шемшуриной, во-первых, направлен на воспитание
нравственных чувств, основанных на важнейших ценностных характеристиках отношений и смыслов человеческой жизни. Эти отношения и смыслы проявляются в нравственной деятельности . Во-вторых, данный подход выдвигает в качестве значимых понятий ценность и смысл, объединенные в целостное понимание целей и задач воспитания растущего человека.

Слайд 5

Ценностно-смысловой подход как научное понятие состоит из термина «ценностный», производного от слова

Ценностно-смысловой подход как научное понятие состоит из термина «ценностный», производного от слова
«ценность», и термина «смысловой», производного от слова «смысл». Данные понятия входят в терминологический аппарат различных наук, а именно этики, точнее аксиологии, и психологии, имеющих различные объекты и предметы исследования.

Слайд 6

В содержании данного подхода в первой его части мы имеем дело с

В содержании данного подхода в первой его части мы имеем дело с
аксиологией как учением о ценностях, во второй его части мы имеем дело с психологией воспитания, объектом которой является «смысловая сфера личности, система личностных смыслов и реализующих их в деятельности смысловых установок» .

Ценностно-смысловой подход сам не выдвигает никаких значимых понятий, как это считает А.И.Шемшурина. Он состоит из понятий, или «оформляется» с помощью понятий «ценность» и «смысл».

Слайд 7

В отечественной науке проблема ценностей находится в центре внимания философов и этиков

В отечественной науке проблема ценностей находится в центре внимания философов и этиков
(Р.Г.Апресян, В.А.Блюмкин, В.П.Выжлецов и др.), социологов и психологов (А.Г.Асмолов, Б.С.Братусь, Д.А.Леонтьев, В.А.Ядов и др.), педагогов (М.Н.Аплетаев, В.П.Бездухов, А.В.Бездухов и др.).

Д.А.Леонтьев

В.П. Бездухов

Слайд 8

Таким наиболее адекватным объекту педагогики – «образование как особая, социальнои личностно-детерминированная, характеризующаяся

Таким наиболее адекватным объекту педагогики – «образование как особая, социальнои личностно-детерминированная, характеризующаяся
педагогическим целеполаганием и педагогическим руководством деятельность по приобщению человеческих существ к жизни общества, в ходе которого осуществляется усвоение личностью социального опыта и ее собственное развитие» , – как это обосновано В.П.Бездуховым, А.В.Бездуховым, Л.В.Вершининой, А.В.Милеевым, О.К.Поздняковой, С.В.Пупковым и другими учеными, является определение понятия «ценность», данное М.С.Каганом.

Слайд 9

Педагогический смысл «ценности как отношения к…» заключается, с нашей точки зрения, в

Педагогический смысл «ценности как отношения к…» заключается, с нашей точки зрения, в
том, что если ценность есть отношение, то учитель для того, чтобы организовать освоение школьниками конкретных ценностей, должен включить их в такие отношения, в которых «заключены» эти ценности. Для того чтобы включить школьников в такие отношения, необходимо создавать, воспроизводить такие отношения. Создание, воспроизведение отношений, в которых заключены ценности, есть область педагогической деятельности, педагогического руководства освоением школьниками ценностей.

Слайд 10

Содержание ценностно-смыслового подхода образуют воспроизводимые учителем в процессе нравственного просвещения, организации нравственной

Содержание ценностно-смыслового подхода образуют воспроизводимые учителем в процессе нравственного просвещения, организации нравственной
деятельности школьников нравственные отношения, в пространстве которых заключены ценности, становящиеся мотивами нравственного поведения учащихся.

Слайд 11

Диалогичность — одно из важнейших понятий теории общения, в том числе и

Диалогичность — одно из важнейших понятий теории общения, в том числе и
педагогического. Идея диалога и диалогичности представляется очень продуктивной для современного образования. В настоящее время существует её интерпретация для средней школы. Так, концепция диалога на уровне содержания обучения и воспитания, на уровне методов целостного педагогического процесса является основной в педагогической системе «школы диалога культур»

Слайд 12

Идея диалогичности возникла в философии, затем получила распространение в филологии, культурологии, психологии

Идея диалогичности возникла в философии, затем получила распространение в филологии, культурологии, психологии
и других науках. Ещё Л. Фейербах определял диалогичность как характеристику человеческой сущности, возникающей только в общении.

М. М. Бахтин полагал, что диалогичность — это особая форма взаимодействия между равноправными и равнозначными сознаниями. Он приписывал диалогичности онтологический статус, указывая, что «быть — значит общаться диалогически»

М.М. Бахтин

Слайд 13

Педагогическая интерпретация диалогичности строится на идее, что это, по сути своей, свойство

Педагогическая интерпретация диалогичности строится на идее, что это, по сути своей, свойство
человека. Согласно определению В. Е. Хализева, диалогичность — это «открытость сознания и поведения человека окружающей реальности, его готовности к общению „на равных“, дар живого отклика на позиции, суждения, мнения других людей, а также способность вызывать отклик на собственные высказывания и действия»

Слайд 14

Диалог является важнейшей частью педагогического процесса.
Диалогическая форма обучения, как писал А. М.

Диалог является важнейшей частью педагогического процесса. Диалогическая форма обучения, как писал А.
Матюшкин, выступает как оптимальная для дальнейшего развития теоретического и профессионального развития студентов. Обоснованию её реализации в форме проблемного обучения были посвящены работы А. А. Леонтьева, А. В. Брушлинского, М. И. Махмутова, И. Я. Лернера, В. Оконя, Н. Ф. Талызиной.

Слайд 15

Именно диалогичность может обеспечить развитие человека в человеке благодаря усвоению им

Именно диалогичность может обеспечить развитие человека в человеке благодаря усвоению им взаимодействия
взаимодействия с людьми, природой, культурой и обществом. Поскольку диалог отражает процессы становления важнейших личностных качеств, социализации, инкультурации личности и особенности её мышления, то использование диалогических педагогических систем в высшем образовании представляется крайне необходимым.