Слайд 2 «Вещи, окружающие человека, всегда естественно и просто говорят о его жизни,
о его духовно-материальной среде. Тем более вещи рукотворные, художественные.» Г.Л. Дайн
Слайд 3Цели проекта:
Сформировать представление о видах русских народных кукол.
Научиться технологии изготовления русской народной
куклы.
Научиться работать в микрогруппах.
Заинтересовать рукоделием детей среднего школьного возраста.
Стимулировать совместную деятельность родителей и детей.
Слайд 4Дидактические цели проекта:
Вспомнить забытые ремёсла.
Через обучение народным ремёслам способствовать воспитанию чувства
уважения к традиционной культуре своего народа.
Узнать национальные, традиционные особенности народной игрушки.
Научить ценить духовное богатство, ум, талант и народную мудрость.
Научить занимать свой досуг достойным и полезным делом.
Слайд 5Методические задачи проекта:
Показать роль игрушки в жизни ребенка.
Изучая историю игрушки, показать связь
между поколениями.
Пробудить желание сделать игрушку самому.
Слайд 6Этапы и сроки проведения проекта:
«Мозговой штурм» (формулирование тем исследований) – 1 урок,
15 мин.
Формирование групп для проведения исследований, выдвижение гипотез решения проблем – 1 урок, 20 мин.
Выбор творческого названия проекта – 2 урока, 10 мин.
Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе – 2 урок, 15 мин.
Обсуждение возможных источников информации, вопросов защиты авторских прав – 3 урок, 20 мин.
Слайд 7Самостоятельная работа по обсуждению задания каждого в группе – 3 урока, 10
минут.
Самостоятельная работа групп по выполнению заданий – 4, 5, 6 уроки
Подготовка школьниками презентации по отчёту о проделанной работе – 7 урок, 20 минут.
Защита полученных результатов и выводов – 8 урок, 20 минут.
Слайд 8Почему я выбрала куклу ?
Женщина связана с куклами всю свою жизнь.
Она играет ими в детстве, потом со своими детьми и внуками.
Первыми были куклы из соломы «Хлебная матушка». Затем ближе к Масленице мастерили чучело Масленицы (Мары, Марены).
Слайд 9 Самой древней, распространенной, но менее всего сохранившейся куклой является соломенная кукла.
Основным ее назначением было жертвоприношение земным и водным стихиям и божествам.
Слайд 10Из истории
После Покрова в русской деревне начинались посиделки, на которых девочки
обучались многим женским ремеслам. Это самое благоприятное время знакомства с тряпичной куклой.
Слайд 11 Существовало множество типов и названий кукол: «закрутки», «навертки», «скатки», «живульки». Можно
было выполнить куклу с использованием иглы и без нее (способом перетяжек). Сделать писаной красавицей или безликой с ручками-ножками и без них.
Слайд 12 Делали кукол и на крестообразной деревянной основе из прутиков и палочек,
скрепленных нитками или узкими полосками ткани, кожи, тесьмы. Тростевые куклы делались на основе тонких палочек. Куклы украшались лоскутками, шерстяными и шелковыми нитями.
Слайд 13 В наше время такие куклы чаще всего встречаются в виде огородных
пугал.
Куклы из утиных носиков привязывали к люльке, они служили оберегами.
Слайд 14Тростевые куклы
1. Основа: трость-дерево-сучок 5-7мм длина 30-40 мм.
2.На верхнем конце голова
закреплена нитками. Лицо имеет выражение за счет утяжки глаз, губ, волосы из пряжи различной длины. Голова покрыта платком, шляпой или стянута оберегом.
Слайд 15 Одежда делается по выкройке. К рукавам пришиваются ладони рук. Одежда украшается
в соответствии с народными традициями.
Слайд 16Используемые материалы
Веточки дерева, светлые кусочки ткани белые и розовые – лицо, вязальные
нитки – волосы, украшения и ткань для одежды, головной убор соответствует образу куклы.
Слайд 17Выводы
Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как ею
играли и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания. Кукла стояла в прямом отношении к деятельности будущего члена общества. Потребность в общении четко выражалась в игрушке. Она была одним из тех веками проверенных средств, с помощью которого старшее поколение могло передать, а младшее принять, сохранить и передать дальше важную часть накопленного жизненного опыта. Навряд ли в самой лучшее заводской кукле, изготовленной на фабрике, найдете Вы ту наивную задушевность, простоту и своеобразную сдержанную красоту, которые характерны для многих народных кукол, а тем более в кукле, привезенной из другой страны.
Участники проекта подробно познакомились с историей народной игрушки, получили навыки и умения в создании игрушек своими руками. В ходе реализации проекта у ребят появились новые вопросы, идеи, которые позволяют расширить границы реализованного проекта с привлечением новых участников.
Слайд 18Источники
1. Блинов Г. Чудо-кони, чудо-птица. - Москва, Детская литература, 1997.
2. Образцов С. Всю жизнь я играю в куклы. - Издательство, Малыш, 1983.
3. Смирнов Н.В. И … оживают куклы.- Москва,1982.
4. Барадулина В.А. Основы художественного ремесла. - Москва, Просвещение, 1979.
5. Дайн Г. Л. Игрушечных дел мастера . – Москва, Просвещение,1994.
6. Дайн Г. Л. Русская народная игрушка. – Москва, Просвещение, 1981.
7. Лебедева Г.А. Методические разработки народного мастера России
8. http://mp3.retroportal.ru/index.html - музыка для музыкального сопровождения презентаций
9. http:// dictionary.fio.ru - информация о музее игрушек
10. http://oreltoys.narod.ru/pleshkov.htm - Плешковская игрушка
11. http://www.goodhotels.ru/myzei.html - Музей игрушки
12. http://www.rustoys.ru/zakroma/bogorodskaya_toy.htm - Русская крестьянская игрушка. (Богородская)
13. http://www.rustoys.ru/psycholog/index.htm - Cтатьи психологов о роли игры и игрушек в обучении и воспитании детей.