Слайд 2 Театральная музыка, в широком смысле, музыка в любых театральных спектаклях, то
есть как в постановках театра музыкального так и драматического.
Слайд 3 В музыкальном театре музыка — важнейшее средство характеристики образов и сценических
положений, неотъемлемый компонент драматургии спектакля, в конечном счёте — ведущий проводник художественной идеи.
Слайд 4 В драматическом театре она способствует созданию определённой эмоциональной атмосферы спектакля; наряду с
прочими средствами воссоздаёт исторический, национальный и локальный колорит, углубляет характеристики персонажей, подчёркивает переломные моменты развития действия, драматические кульминации.
Слайд 5 В ряде пьес включение определённых музыкальных номеров предусмотрено самим драматургом; эти номера
составляют органическую часть такой пьесы и должны исполняться во всех её постановках.
Слайд 6 Театральная музыка, включение которой в спектакль предопределено драматургом, это большей частью музыкальные
пьесы, исполняющиеся непосредственно на сцене (сольное и хоровое пение, игра на музыкальных инструментах, бальный или военный оркестр и др.). При этом обычно музыка звучит за сценой, актёр же только имитирует игру на музыкальном инструменте и даже пение.
Слайд 7 Помимо музыкальных номеров, вплетающихся в сценическое действие, применяются и относительно крупные инструментальные
пьесы, предваряющие всю постановку или отдельные акты спектакля, — Увертюра и Антракты. Такие музыкальные сочинения, по характеру образов и их развитию тесно связанные с данной пьесой, представляют разновидность программной музыки.
Слайд 8 Многие номера театральной музыки написанные выдающимися композиторами, живут и самостоятельной жизнью, исполняются
в концертах в первоначальном виде. Главным представителем является увертюра, например Л. Бетховена к драме «Эгмонт» Гёте.
Слайд 9 Для драматического театра писали многие композиторы, в том числе Ж. Б. Люлли
(«Мещанин во дворянстве», «Господин де Пурсоньяк» Мольера), Р. Шуман («Манфред» Байрона), О. А. Козловский («Фингал» Озерова), А. Н. Верстовский («Параша Сибирячка» Полевого), М. И. Глинка («Князь Холмский» Кукольника), М. А. Балакирев («Король Лир» Шекспира), П. И. Чайковский («Снегурочка» Островского), А. С. Аренский («Буря» Шекспира), А. К. Глазунов («Маскарад» Лермонтова).