Содержание
- 2. Сравнение – образное словесное выражение, в котором изображаемое явление уподобляется другому по какому-либо общему для них
- 3. Метафора- скрытое сравнение. Метафора – вид тропа, основанный на перенесении свойств одного предмета на другой, по
- 4. Олицетворение – особый вид метафоры, основанный на перенесении человеческих черт (шире – черт живого существа) на
- 5. Метонимия – вид тропа, в основе которого лежит принцип смежности. Виды метонимии и способы ее создания:
- 7. Скачать презентацию
Слайд 2Сравнение – образное словесное выражение, в котором изображаемое явление уподобляется другому по какому-либо
Сравнение – образное словесное выражение, в котором изображаемое явление уподобляется другому по какому-либо
общему для них признаку с целью выявить в объекте сравнения новые, важные свойства. Сравнение может представлять собой
сравнительный оборот (отражались, как в зеркале; как птица, нырнул он между ветвями) присоединяется с помощью союзов как, точно, словно, будто, как будто, подобно, что;
сложноподчинённое предложение с придаточным сравнительным (Замрёшь на берегу лужи, словно скала в небесах тебя держит, а внизу – сине.);
сочетание глагола с существительным в форме творительного падежа (ползёт улиткой);
форму сравнительной степени прилагательных, наречий (Из мрака куст ползёт, мохнатей медвежонка.)
Сравнения могут быть прямыми (И листочки бегут по дорожке, словно жёлтые мышки от кошки…) и отрицательными:
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи:
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои…
(Н.А.Некрасов).
Слайд 3Метафора- скрытое сравнение.
Метафора – вид тропа, основанный на перенесении свойств одного предмета на
Метафора- скрытое сравнение.
Метафора – вид тропа, основанный на перенесении свойств одного предмета на
другой, по принципу их сходства в каком-либо отношении или по контрасту: “очарованный поток” (В.А. Жуковский), “живая колесница мирозданья” (Ф.И. Тютчев), “жизни гибельный пожар” (А.А. Блок). В метафоре различные признаки (то, чему уподобляется предмет, и свойства самого предмета) представлены в новом нерасчлененном единстве художественного образа.
Выделяют следующие виды метафоры:
олицетворение (“вода бежит”);
овеществления (“стальные нервы”);
отвлечения (“поле деятельности”) и т. д.
Выделяют следующие виды метафоры:
олицетворение (“вода бежит”);
овеществления (“стальные нервы”);
отвлечения (“поле деятельности”) и т. д.
Слайд 4Олицетворение – особый вид метафоры, основанный на перенесении человеческих черт (шире – черт живого
Олицетворение – особый вид метафоры, основанный на перенесении человеческих черт (шире – черт живого
существа) на неодушевленные предметы и явления. Различают следующие виды олицетворения:
олицетворение как стилистическая фигура, присущая любой выразительной речи: “сердце говорит”, “река играет”;
олицетворение в народной поэзии и индивидуальной лирике как метафора, близкая по своей роли к психологическому параллелизму;
олицетворение как символ, вырастающий из системы частных олицетворений и выражающий авторскую идею.
олицетворение как стилистическая фигура, присущая любой выразительной речи: “сердце говорит”, “река играет”;
олицетворение в народной поэзии и индивидуальной лирике как метафора, близкая по своей роли к психологическому параллелизму;
олицетворение как символ, вырастающий из системы частных олицетворений и выражающий авторскую идею.
Слайд 5Метонимия – вид тропа, в основе которого лежит принцип смежности.
Виды метонимии и
Метонимия – вид тропа, в основе которого лежит принцип смежности.
Виды метонимии и
способы ее создания:
целое и часть (синекдоха- количественная метонимия): “Эй, борода! А как проехать к Плюшкину?” (Н.В. Гоголь);
вещь и материал: “Не то на серебре, – на золоте едал” (А.С. Грибоедов);
содержимое и содержащее: “Трещит затопленная печь”, “Шипенье пенистых бокалов” (А.С. Пушкин);
носитель свойства и свойство: “Смелость города берет” (посл.);
творение и творец: “Мужик… Белинского и Гоголя с базара понесет” (Н.А. Некрасов) и др.
целое и часть (синекдоха- количественная метонимия): “Эй, борода! А как проехать к Плюшкину?” (Н.В. Гоголь);
вещь и материал: “Не то на серебре, – на золоте едал” (А.С. Грибоедов);
содержимое и содержащее: “Трещит затопленная печь”, “Шипенье пенистых бокалов” (А.С. Пушкин);
носитель свойства и свойство: “Смелость города берет” (посл.);
творение и творец: “Мужик… Белинского и Гоголя с базара понесет” (Н.А. Некрасов) и др.