Содержание
- 2. Крестьянский костюм имеет вековую историю.
- 3. Рубаха Главным предметом крестьянского костюма являлась, которая использовалась не только в комплекте с другими предметами, но
- 4. Вышивка и ткачество Основными способами украшения женских рубах были вышивка и ткачество. В великорусских регионах преобладала
- 5. Виды комплексов народных костюмов разных этнических групп Для определения видов, комплексов народных костюмов разных этнических групп
- 6. Головной убор Завершающую роль в народном костюме играл головной убор. В комплекте с косоклинным сарафаном продолжали
- 8. Скачать презентацию
Слайд 3Рубаха
Главным предметом крестьянского костюма являлась, которая использовалась не только в комплекте с
Рубаха
Главным предметом крестьянского костюма являлась, которая использовалась не только в комплекте с
![Рубаха Главным предметом крестьянского костюма являлась, которая использовалась не только в комплекте](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/927199/slide-2.jpg)
другими предметами, но и как самостоятельная одежда. Среди многообразия в покрое и в “украсах” женских рубах Смоленской губернии можно отметить несколько общих их качеств. Основа рубах (“стан”), как цельных, так и составных, состояла из трех (реже — из четырех) полотнищ холста. Горловина сильно сосборена под узкую обшивку, плотно облегает шею. Плечевые вставки (“полики”) — прямые, пришиты по утку. Рукав - зауженный книзу или прямой с оборкой или манжетом. Цветовой и орнаментальный акцент “украс” — на оплечье (полик и верх рукава). Мажорный цветовой строй оплечья рубах поддерживается легким цветовым аккордом на обшивке ворота и внизу рукавов.
Слайд 4Вышивка и ткачество
Основными способами украшения женских рубах были вышивка и ткачество. В
Вышивка и ткачество
Основными способами украшения женских рубах были вышивка и ткачество. В
![Вышивка и ткачество Основными способами украшения женских рубах были вышивка и ткачество.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/927199/slide-3.jpg)
великорусских регионах преобладала вышивка, в белорусских — ткачество. Традиционными были два вида вышивки: вышивка по целой ткани (исполнялась по счету нитей ткани — “крест”, “роспись”, “набор”, “настил”, “косичка”) и вышивка по разреженной ткани (исполнялась по предварительно подготовленной ткани, когда часть нитей основы и утка удалялись, это “строчка” и “перевить”). Основу цветового строя как ткачества, так и вышивки на Смоленщине составлял красный цвет. Тканый и шитый орнамент Смоленского края — геометрический, основа которого — ромб в различных сочетаниях и видоизменениях.
Слайд 5Виды комплексов народных костюмов разных этнических групп
Для определения видов, комплексов народных костюмов
Виды комплексов народных костюмов разных этнических групп
Для определения видов, комплексов народных костюмов
![Виды комплексов народных костюмов разных этнических групп Для определения видов, комплексов народных](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/927199/slide-4.jpg)
разных этнических групп традиционно применяется одежда, дополняющая рубаху, — юбка, понева, сарафан...
В северо-восточной, великорусской, части Смоленской губернии таким предметом одежды был косоклинный сарафан — он бытовал в Сычевском, Вяземском, Гжатском, Юхновском уездах и частично в пограничье соседних с ними.
Силуэт косоклинного сарафана — трапециевидный: кроме основных двух полотнищ спереди и одного сзади, обязательно наличие нескольких боковых косых клиньев. В зависимости от места бытования, покроя, материала, украшений косоклинный сарафан на Смоленщине Куртаназывался по-разному: “ферязь”, “сукман”, “полбумажник”, “клинастик”, “синикин”, “сорококлин”, “китайка”... Изготавливался такой сарафан из домотканины, из льняных и шерстяных нитей, позднее — по утку использовались хлопчатобумажные нити. В конце XIX века состоятельные крестьяне использовали и фабричные ткани, особенно хлопчатобумажную “китайку”. Косоклинный сарафан на Смоленщине обычно был темно-синий или черный, реже — красный. Однотонный по цвету сарафан украшался нашивками (лентами, тесьмой, позументом, шнурами). Расположение украшений — традиционное: подол, лямки, проймы и передний шов. Однотонный сарафан хорошо сочетался с другими предметам костюма.
В северо-восточной, великорусской, части Смоленской губернии таким предметом одежды был косоклинный сарафан — он бытовал в Сычевском, Вяземском, Гжатском, Юхновском уездах и частично в пограничье соседних с ними.
Силуэт косоклинного сарафана — трапециевидный: кроме основных двух полотнищ спереди и одного сзади, обязательно наличие нескольких боковых косых клиньев. В зависимости от места бытования, покроя, материала, украшений косоклинный сарафан на Смоленщине Куртаназывался по-разному: “ферязь”, “сукман”, “полбумажник”, “клинастик”, “синикин”, “сорококлин”, “китайка”... Изготавливался такой сарафан из домотканины, из льняных и шерстяных нитей, позднее — по утку использовались хлопчатобумажные нити. В конце XIX века состоятельные крестьяне использовали и фабричные ткани, особенно хлопчатобумажную “китайку”. Косоклинный сарафан на Смоленщине обычно был темно-синий или черный, реже — красный. Однотонный по цвету сарафан украшался нашивками (лентами, тесьмой, позументом, шнурами). Расположение украшений — традиционное: подол, лямки, проймы и передний шов. Однотонный сарафан хорошо сочетался с другими предметам костюма.
Слайд 6Головной убор
Завершающую роль в народном костюме играл головной убор. В комплекте с
Головной убор
Завершающую роль в народном костюме играл головной убор. В комплекте с
![Головной убор Завершающую роль в народном костюме играл головной убор. В комплекте](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/927199/slide-5.jpg)
косоклинным сарафаном продолжали бытовать и старые, традиционные формы головных уборов (сборники, повойники, ряски, кокошники, кички, сороки) и новомодные, из фабричных материалов — сорокообразные шапки-косынки, шапки с хвостами, шапки с начельниками... Дополняли костюм тканые и плетеные многоцветные пояса “рябушки” или из фабричной тесьмы с концами из краль и бисера. Обязательными были шейные и нагрудные украшения.