Античная философия

Содержание

Слайд 2

Рождение философии (7-6 вв. до н.э.)

Рождение философии (7-6 вв. до н.э.)

Слайд 3

Характерные черты и периодизация античной философии
Философские школы досократического периода
Философские взгляды классического периода
Философские

Характерные черты и периодизация античной философии Философские школы досократического периода Философские взгляды
школы эллинистическо-римского периода

План лекции

Слайд 5

Первые греческие философы выступили как критики традиционной мифологии
Философия предложила человеку новый тип

Первые греческие философы выступили как критики традиционной мифологии Философия предложила человеку новый
самоопределения: не через привычку и традицию, а через собственный разум.
Философия (Натурфилософия) в Древней Греции возникает на рубеже VII — VI вв. до н. э.

Слайд 6

Первые философские школы Древней Греции (досократики)

Особенности:
Космоцентризм – стремление понять сущность природы, космоса,

Первые философские школы Древней Греции (досократики) Особенности: Космоцентризм – стремление понять сущность
мира в целом
Поиск первоначала, породившего все сущее
Одушевление неживой природы - гилозоизм

Школы:
Милетская школа
Школа Гераклита Эфесского
Школа пифагорейцев
Элейская школа
Атомисты

Слайд 8

Милетский театр

Милетский театр

Слайд 9

Поиск первоначал (первостихий): единое и многое

Фалес: все возникает из воды и в

Поиск первоначал (первостихий): единое и многое Фалес: все возникает из воды и
нее же возвращается
Анаксимандр: первоначало всего сущего – апейрон (бепредельное)
Анаксимен: все рождается из воздуха, различной степени его сгущения и разрежения

Философия мыслится как наука о причинах и началах всего сущего
Первоначала - не просто физические стихии, а особые метафизические прообразы

Слайд 10

Гераклит Эфесский (ок. 544-ок. 683)

Идея становления и единства противоположностей

Бытие и небытие есть

Гераклит Эфесский (ок. 544-ок. 683) Идея становления и единства противоположностей Бытие и
одно и то же, все есть и не есть

Слайд 11

Пифагор (ок. 584/582 — 500 гг. до н. э.)

Число – начало и

Пифагор (ок. 584/582 — 500 гг. до н. э.) Число – начало
элемент сущего

Мироздание упорядочивается, гармонизируется числом

Слайд 12

Элеаты: Ксенофан, Парменид, Зенон

Ксенофан
(565-470
до н.э.)

Парменид
(540-470 гг.
до н.э.)

Зенон
(5 в.

Элеаты: Ксенофан, Парменид, Зенон Ксенофан (565-470 до н.э.) Парменид (540-470 гг. до
до н.э.)

Выдвинули бытие в качестве основы всего сущего

Слайд 13

Древнегреческий театр в Элее

Древнегреческий театр в Элее

Слайд 14

Философия начинает выделяться из физики

Впервые школа элеатов противопоставила истинное бытие как

Философия начинает выделяться из физики Впервые школа элеатов противопоставила истинное бытие как
умопостигаемое и доступное разуму – чувственному миру; а знание противопоставила мнению

Парменид:
Бытие есть чистая мысль
Бытие есть, а небытия нет
Бытие едино, неделимо
Бытие познаваемо, а небытие непознаваемо: его нет для разума, а значит, оно не существует

Слайд 15

Попытка доказывать, аргументировать, а не изрекать
Доказывал отсутствие множественности и движения у сущего

Попытка доказывать, аргументировать, а не изрекать Доказывал отсутствие множественности и движения у
(бытия) с помощью апорий (апория – затруднение, недоумение)
Апории: «Ахиллес и черепаха», «Стрела» и др.
Физический мир противоречив, а значит, не может быть истинным. Следовательно, истинным является сверхчувственный мир

Зенон Элейский

Слайд 16

Ахиллес никогда не догонит черепаху

Ахиллес никогда не догонит черепаху

Слайд 17

Мир состоит из атомов (неделимых частиц) и пустоты, в которой они перемещаются
Поэтому

Мир состоит из атомов (неделимых частиц) и пустоты, в которой они перемещаются
движение существует (отвергает положение Парменида о неподвижности бытия)

Атомисты Левкипп и Демокрит

Демокрит
(ок. 470-370 гг.
до н.э.)

Слайд 18

Софисты, Сократ, Платон, Аристотель: от натурфилософии к познанию человека

Классический период древнегреческой философии:

Софисты, Сократ, Платон, Аристотель: от натурфилософии к познанию человека Классический период древнегреческой
5 – 4 вв. до н.э.

Слайд 19

Человек и сознание – тема, которая входит в греческую философию вместе с

Человек и сознание – тема, которая входит в греческую философию вместе с
софистами
Существует только мир мнения, а бытие – изменчивый чувственный мир. Всякое человеческое знание относительно
Нравственный релятивизм: относительность и условность моральных оценок, правовых норм, государственных законов
Руководящим принципом становится произвол индивида

Протагор (ок. 485 – ок. 410 до н. э.)
«Человек есть мера всех вещей»

Слайд 20

Метод Сократа – достижение понятийного знания. Знать – значит найти понятие.
В

Метод Сократа – достижение понятийного знания. Знать – значит найти понятие. В
центре – этические вопросы, рассмотрение человека как нравственного существа. Нравственность – следствие знания. Этический рационализм

Сократ: поиски достоверного знания

Я знаю, что ничего не знаю

Слайд 21

Платон (427-347 до н.э.)

Идеалистическая трактовка бытия
Мир истинного бытия – умопостигаемые и бестелесные

Платон (427-347 до н.э.) Идеалистическая трактовка бытия Мир истинного бытия – умопостигаемые
идеи.
Вещи причастны идеям и только в силу этого они существуют

Слайд 23

Какое значение несет образ пещеры?

Какое значение несет образ пещеры?

Слайд 24

Первоначала: материя и форма
Материя вечна, несотворима, но лишь возможность существования. Превращается

Первоначала: материя и форма Материя вечна, несотворима, но лишь возможность существования. Превращается
в действительность благодаря форме. Чистая бестелесная форма – это ум (Нус), или Бог
4 причины всего сущего

Аристотель (384-322 до н.э.)

Преодоление платоновского разрыва между
миром чувственных вещей и миром идей

Действующая – то, откуда

Формальная – то, что (сущность вещи)

Материальная – то, из чего (субстрат вещи)

Целевая – то, ради чего

Слайд 25

Категории философии, логика и теория познания
Основные категории – сущность и субстанция
Логические законы:

Категории философии, логика и теория познания Основные категории – сущность и субстанция
закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего
Теория познания: основа знания – в ощущениях, но истинное знание приобретается с помощью понятий

Идея души
Душа – энтелехия (движущая сила)тела
3 вида души: растительная, животная, разумная. Разумная душа отделима от тела и бессмертна
Этика
Главная цель человека – стремление к благу. Благо человека совпадает с общественным благом

Слайд 26

Аристотель о человеке и государстве

Человек есть общественное животное, наделенное разумом
Только в обществе

Аристотель о человеке и государстве Человек есть общественное животное, наделенное разумом Только
люди могут формироваться, воспитываться как нравственные существа

Цель государства -благая жизнь
Средний элемент – наилучшая основа государства: нет ни бедных, ни слишком богатых
Правильные и неправильные формы правления

Слайд 27

Эллинистическия и римская философия 4в до н.э. – 3 в. н.э.

Новый исторический контекст:

Эллинистическия и римская философия 4в до н.э. – 3 в. н.э. Новый
упадок полисной культуры, образование империи А. Македонского
Задача философии ориентация эллина в мире новых потрясений
Условие добродетельной и счастливой жизни – освобождение человека от власти внешнего мира

Слайд 28

Кинизм (цинизм). Антисфен, Диоген. Главные добродетели – самообладание, неприхотливость, аскеза
Эпикуреизм. Высшее благо

Кинизм (цинизм). Антисфен, Диоген. Главные добродетели – самообладание, неприхотливость, аскеза Эпикуреизм. Высшее
– удовольствие, отсутствие страданий тела и души. Счастье – это умеренное наслаждение
Скептицизм (Пиррон). Идеал – невозмутимость, покой, безмятежность. «Следовать жизни без мнения», воздерживаться от догм
Стоицизм (Сенека, Марк Аврелий). Идеал – апатия (греч. бесстрастие), необходимо отрешиться от житейских волнений, хаоса жизни. Жить в соответствии с космическим законом

Слайд 29

Неоплатонизм (3 - 6 вв. н.э.)

Душа прекраснее косной материи, Мировой Ум прекраснее

Неоплатонизм (3 - 6 вв. н.э.) Душа прекраснее косной материи, Мировой Ум
Мировой Души, Единое Благо прекраснее Мирового Ума