Проблема я или субъекта в европейской философии

Содержание

Слайд 2

ПРОБЛЕМА «Я» ИЛИ СУБЪЕКТА В ЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Проблема «Я», проблема субъективности, проблема персональной

ПРОБЛЕМА «Я» ИЛИ СУБЪЕКТА В ЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ Проблема «Я», проблема субъективности, проблема
идентичности – одни из главных проблем нашего времени.

Слайд 3

ПРОБЛЕМА «Я» ИЛИ СУБЪЕКТА В ЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ

С остротой вопроса о сущности «Я»,

ПРОБЛЕМА «Я» ИЛИ СУБЪЕКТА В ЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ С остротой вопроса о сущности
с кризисом персональной идентичности человечество сталкивается только в XX веке. В XIX веке и тем более раньше такой проблемы не было и о кризисе персональной идентичности никто не говорил. Это было связано с определёнными представлениями о «Я» и о субъекте.
На протяжении европейской истории представления о «Я», о субъекте менялись, причём менялись радикально.
Но с чем связан кризис представлений о «Я», о субъекте в ХХ столетии? И о каком субъекте или о какой субъективности мы сейчас можем говорить? Все эти вопросы предшествуют ответу на вопрос о том, что такое принцип субъектности, а также вопросу, почему принцип субъектности является основой тьюторской деятельности.

Слайд 4

ПРОБЛЕМА «Я» ИЛИ СУБЪЕКТА В ЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Понятие «Я» как атрибут современной философии
Тема

ПРОБЛЕМА «Я» ИЛИ СУБЪЕКТА В ЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ Понятие «Я» как атрибут современной
«Я», представлений о себе кажется очень простой и возможность размышлять над этой темой есть у каждого человека. Но на самом деле вокруг этой темы идут философские баталии уже более чем 2, 5 тыс. лет.
Если анализировать историю европейской философии, то понятие «Я» в философском дискурсе появилось относительно недавно. Только в XVIII веке местоимение «Я» стало философским термином.

Слайд 5

ПРОБЛЕМА «Я» ИЛИ СУБЪЕКТА В ЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ

«Я» в Античности
Великим открытием античности является

ПРОБЛЕМА «Я» ИЛИ СУБЪЕКТА В ЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ «Я» в Античности Великим открытием
: индивидуум есть и он является носителем всеобщего. То, что мы сейчас именуем «индивидуум» в античном философском дискурсе часто именовалось «душа», при этом, безусловно, имелась в виду личная душа. Также использовалось понятие «индивидуум», которое в переводе с греческого означает «неделимый». Появилось представление, что вот такой атомарный, неделимый индивидуум может быть субъектом истории, субъектом политики, то есть всего того, что раньше происходило в пространстве племенного, родового сознания. Это получилось потому, что рождается совершенно новый тип цивилизации, а именно появляется цивилизация самоуправляющейся гражданской общины, в основе которой лежит деятельность гражданина. Слова «гражданин» и «индивидуум» – это в то время почти синонимы, но сама постановка вопроса уже порождает определённый парадокс.
К индивидуальности (осознанию своей личной души) человек должен прийти в течение жизни, хотя и в этом заключается великий парадокс, он обладает индивидуальностью (душою) с самого рождения. И современные люди, безусловно, наследники этого парадокса.
Этот парадокс «Я» , - которым ещё нужно стать, но которое уже есть, - прочно войдёт в европейскую культуру, и в полную силу выразит себя в форме европейского «Cōgitō ergō sum» (Я мыслю, следовательно, я существую).
https://ru.wikipedia.org/wiki/Cogito_ergo_sum

Слайд 6

ПРОБЛЕМА «Я» ИЛИ СУБЪЕКТА В ЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Начиная с Сократа, появляется идея, что

ПРОБЛЕМА «Я» ИЛИ СУБЪЕКТА В ЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ Начиная с Сократа, появляется идея,
у человека есть некое чистое «Я» или моральное лицо, осознавая и проявляя которое, он может стать неповторимой частицей космоса.
Жан-Луи Давид «Смерть Сократа», 1787 г.

Слайд 7

ПРОБЛЕМА «Я» ИЛИ СУБЪЕКТА В ЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Для Сократа, человек рождается тогда, когда

ПРОБЛЕМА «Я» ИЛИ СУБЪЕКТА В ЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ Для Сократа, человек рождается тогда,
он приобретает знания. При этом известно высказывание Сократа: «Я знаю лишь то, что я ничего не знаю, но другие не знают даже этого». В этом высказывании уже присутствует понятие «Я», у которого может не быть знания, но есть самосознание. Появляется понятие «Я», которому что-то нужно для себя и которое само решает какова его моральная сущность.
Открытие Сократа, что отдельный, атомарный индивид одновременно является носителем общего, осталось до сих пор в виде неотъемлемой части знания о «Я» современного человека.
Мы одновременно и «Я» и «Мы». Поэтому вполне уместно письмо Цезаря о самом себе в 3 лице: он одновременно «Я», индивидуальный Цезарь и «Мы», правитель государства, который принадлежит всем.

Слайд 8

ПРОБЛЕМА «Я» ИЛИ СУБЪЕКТА В ЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Христианский переворот в понимании «Я»
Если Греция

ПРОБЛЕМА «Я» ИЛИ СУБЪЕКТА В ЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ Христианский переворот в понимании «Я»
нам подарила представление об индивидууме, который атомарен, уникален, но при этом носитель общего, то христианство – представление о личности, которая богаче, чем простое самосознание и разум, которая есть глубинное единство переживаний.
Понятие христианской личности принципиально другое – это субъект диалога с Богом, который скорее должен выйти из порядка Космоса, чем как-то его воспроизводить.

Слайд 9

ПРОБЛЕМА «Я» ИЛИ СУБЪЕКТА В ЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Микеланджело Буанаротти, 1511 г.

ПРОБЛЕМА «Я» ИЛИ СУБЪЕКТА В ЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ Микеланджело Буанаротти, 1511 г.

Слайд 10

ПРОБЛЕМА «Я» ИЛИ СУБЪЕКТА В ЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ

ПРОБЛЕМА «Я» ИЛИ СУБЪЕКТА В ЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Слайд 11

ПРОБЛЕМА «Я» ИЛИ СУБЪЕКТА В ЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Концепт «сердце»: Запад vs Восток
Понятие о

ПРОБЛЕМА «Я» ИЛИ СУБЪЕКТА В ЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ Концепт «сердце»: Запад vs Восток
глубинном единстве переживаний задолго до появление христианства было известно Востоку. Например, центральным концептом китайской культуры является концепт «сердце», некое средоточие души, её ось.
Концепт «сердце» является центральным и для русской культуры. Также понятие «сердце» является основой дискурса и практик исихазма.
https://cyberleninka.ru/article/n/sopostavitelnyy-analiz-struktur-russkogo-kontsepta-serdtse-i-kitayskogo-kontsepta
Сюе Вэньбо
Сопоставительный анализ структур русского концепта «Сердце» и китайского концепта «心».

Слайд 12

ПРОБЛЕМА «Я» ИЛИ СУБЪЕКТА В ЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Христианский переворот в понимании «Я»
В христианском

ПРОБЛЕМА «Я» ИЛИ СУБЪЕКТА В ЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ Христианский переворот в понимании «Я»
дискурсе субъектности также возникают парадоксы. Можно задать вопрос: «А кто этот ничтожный носитель «Я», который вдруг может осмелиться стать субъектом диалога с Богом? С одной стороны к Богу можно прийти через Церковь, церковное сообщество, с другой стороны – спасается всегда отдельная душа.
Впервые осмысление личностного проживание даётся в «Исповеди» Аврелия Августина, 354 г. – 430 г. «Исповедь» – это рассказ не о внешних событиях, а о приключениях личного становящегося «Я».

Слайд 13

ПРОБЛЕМА «Я» ИЛИ СУБЪЕКТА В ЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Картезианское понимание «Я»
Рене Декарт, 1596-1650 гг.,

ПРОБЛЕМА «Я» ИЛИ СУБЪЕКТА В ЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ Картезианское понимание «Я» Рене Декарт,
вводит в европейскую философию понятие «cogito», которое с латыни переводится «Я мыслю».
Декарт совершает радикальный новый поворот в понимании «Я». Всё в мире относительно и сомнительно, несомненно только личное «Я», причём оно несомненно только в акте самосознания. Отталкиваясь от этих идей, Р. Декарт вводит понятие «чистое Я». Латинское ego или греческое ἐγώ или собственно «Я» прочно входят в европейский философский дискурс. Но ведь это местоимения. Что такое местоимение? То, что используется вместо имени. Можно сказать «вместоимение». Частота использования местоимения «я» «покупается» отказом от заполнения его каким-либо содержанием. Чистое или пустое Я – абсолютно нерушимая субстанция, с которой ни сомнения, ни какие-либо ошибки опыта поделать ничего не могут. Вот такой непосредственный дар Божий есть у человека. И вот с этим «чистым Я» мы можем соотносить свой опыт. Подобное соотношение есть основная процедура науки.

Слайд 14

ПРОБЛЕМА «Я» ИЛИ СУБЪЕКТА В ЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ

ТАК ПОЯВЛЯЕТСЯ НОВЫЙ ЕВРОПЕЙСКИЙ СУБЪЕКТ.

ПРОБЛЕМА «Я» ИЛИ СУБЪЕКТА В ЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ ТАК ПОЯВЛЯЕТСЯ НОВЫЙ ЕВРОПЕЙСКИЙ СУБЪЕКТ.

Слайд 15

ПРОБЛЕМА «Я» ИЛИ СУБЪЕКТА В ЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Новоевропейский субъект – это в первую

ПРОБЛЕМА «Я» ИЛИ СУБЪЕКТА В ЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ Новоевропейский субъект – это в
очередь здравый смысл. Здравомыслие же в свою очередь – это способность и привычка смотреть на себя со стороны. И вот постепенно, благодаря так понятому здравомыслию, на сцену европейской жизни выходит трансцендентальный субъект.
Понятие «трансцендентальный субъект», впервые сформулированное Декартом, является крайне важным для европейской культуры и философии модерна.

Слайд 16

ПРОБЛЕМА «Я» ИЛИ СУБЪЕКТА В ЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Картезианское понимание «Я»
trānseo
Глагол (неправильный).
Приставка: trans-; корень: -e-; окончание: -o.
Переходить,

ПРОБЛЕМА «Я» ИЛИ СУБЪЕКТА В ЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ Картезианское понимание «Я» trānseo Глагол
переселяться (откуда-либо куда-либо). 
Пересекать, переправляться, переваливать (через что-либо) 
Переступать, нарушать. 
Получается «Я», субъект – тот, кто сторонится себя, становится на границу возможности самого себя, тот, кто «перешагивает через себя» и смотрит со стороны на данности своего эмпирического опыта.
Сторонящийся, постоянно наблюдающий за собой со стороны субъект становится основой понимания «Я» в XVII веке.

Слайд 17

ПРОБЛЕМА «Я» ИЛИ СУБЪЕКТА В ЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ

«Человек есть существо, подсматривающее за собой

ПРОБЛЕМА «Я» ИЛИ СУБЪЕКТА В ЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ «Человек есть существо, подсматривающее за
в замочную скважину» Ж.-П. Сартр.

Слайд 18

ПРОБЛЕМА «Я» ИЛИ СУБЪЕКТА В ЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Что же есть «Я» с позиции

ПРОБЛЕМА «Я» ИЛИ СУБЪЕКТА В ЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ Что же есть «Я» с
Декарта? Что есть трансцендентальный субъект в качестве личности? Точка, с которой человек на себя смотрит и есть «чисто Я» (там нет никакого эмпирического материала, это лишь точка созерцания себя). «Чистое Я» – это лишь функция, способность. Тогда личность, «Я» – это всегда какой-то Я, глядящий на себя со стороны Я никакого или чистого Я.
«Только такое Я, которое время от времени смотрит на себя со стороны, и является здравомыслящим» Р. Декарт.

Слайд 19

ПРОБЛЕМА «Я» ИЛИ СУБЪЕКТА В ЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ

«Я» в немецкой классической философии
Иммануил Кант,

ПРОБЛЕМА «Я» ИЛИ СУБЪЕКТА В ЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ «Я» в немецкой классической философии
1724-1804 гг. : в опыте нашего «Я» нет, но оно является условием самого опыта. Это структурный элемент нашего сознания, позволяющий осуществлять синтез элементов нашего опыта. «Наше Я создаётся посредством связывания безличных элементов через личную ответственность синтеза» И. Кант.
Парадокс: Мы не можем отказаться от чистого «Я» и не можем удовлетвориться тем, что оно пустое.

Слайд 20

ПРОБЛЕМА «Я» ИЛИ СУБЪЕКТА В ЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Кризис в понимании «Я» эпохи Нового

ПРОБЛЕМА «Я» ИЛИ СУБЪЕКТА В ЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ Кризис в понимании «Я» эпохи
времени
Дэвид Юм, 1711-1777 гг. говорит о формальности пустого Я. Более того, Д. Юм утверждает, что никакого «Я» вообще нет , что это фикция. Д. Юм разбирает на мельчайшие кванты впечатлений наш опыт и показывает, что «Я» там найти невозможно , что «Я» полезная, но всё выдумка.
Так английская традиция XVIII века демонтирует предыдущие представления о «Я» и открывает входную дверь кризису в понимании «Я», персональной идентичности, который длится и по сей день.

Слайд 21

ПРОБЛЕМА «Я» ИЛИ СУБЪЕКТА В ЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Попытки растворить «Я» в объективности
В XIX

ПРОБЛЕМА «Я» ИЛИ СУБЪЕКТА В ЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ Попытки растворить «Я» в объективности
веке в эпоху рассвета позитивистской культуры возникла в среде интеллектуального авангарда мощная реакция на буржуазный индивидуализм и стали осуществляться попытки растворить «Я» в чём-то объективном и даже стихийном.
Начиная с 30-х годов XIX века идут попытки растворить «Я» в мировой воле, народном духе, материальном базисе общества, совокупности позитивных наук, которые делают уместным только психологическое «Я» (кстати, в это время психология оформляется как наука).
Все последующие за XIX веком эпохи – это мучительные попытки вернуть в культуру личностное «Я». Кстати, позитивистская атака на «Я» к концу XIX века «сдувается», потому что становится понятно, что без понимания себя как «Я» жить невозможно.

Слайд 22

ПРОБЛЕМА «Я» ИЛИ СУБЪЕКТА В ЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Опыт понимания «Я» в XX веке
Ряд

ПРОБЛЕМА «Я» ИЛИ СУБЪЕКТА В ЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ Опыт понимания «Я» в XX
направлений пытаются обновить интуицию чистого «Я»: феноменология Э. Гуссерля, экзистенциализм, персонализм, новые версии психоанализа, герменевтика. А другой ряд продолжает традицию растворения «Я» в эмпирических, исторических или психологических стихиях.
Одно направление пытается редуцировать, свести «Я» к нейрофизиологии, к поведению, социально-безличному, культурно-детерминированному. Здесь лидирует американская философия сознания. Второе направление, которое коренится в феноменологии, экзистенциализме, герменевтике, пытается обновить язык разговора о «Я», построить новый дискурс «Я».

Слайд 23

ПРОБЛЕМА «Я» ИЛИ СУБЪЕКТА В ЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Опыт понимания «Я» в XX веке
Также

ПРОБЛЕМА «Я» ИЛИ СУБЪЕКТА В ЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ Опыт понимания «Я» в XX
в XХ веке интерес смещается в сторону наблюдения за процессом возникновения и становления субъекта, который – в этом процессе- всегда есть нечто неокончательное, незаконченное, причем принципиально незаконченное.
Субъект теряет характер абсолютного основания.
Субъективность – это опыт, который ещё надлежит приобрести и сделать своим, присвоить его, не убежать, не укрыться. «Я» – это не точка сборки и не принцип сборки субъекта. Субъект – это всегда процессуальность. Поэтому субъективность становится источником вечных тревог и ненадежным источником всех попыток «познать самого себя». «Я» рассматривается не как основание опыта, а в качестве опыта, как такового.

Слайд 24

ПРОБЛЕМА «Я» ИЛИ СУБЪЕКТА В ЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ

В предисловии к англоязычному изданию Семинара

ПРОБЛЕМА «Я» ИЛИ СУБЪЕКТА В ЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ В предисловии к англоязычному изданию
XI Лакан пишет о себе: «Удостоверение говорит мне, что я был рожден. Я отвергаю это удостоверение: я не поэт, а поэма. Поэма, которая еще пишется, даже если она так похожа на субъекта» (Lacan, 1978, p. vii).

Слайд 25

ПРОБЛЕМА «Я» ИЛИ СУБЪЕКТА В ЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Тенденции в понимании «Я» в XXI

ПРОБЛЕМА «Я» ИЛИ СУБЪЕКТА В ЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ Тенденции в понимании «Я» в
веке
Обращение к теме внутреннего человека. Этот внутренний человек ловко в эпоху нового времени был подменён рациональностью. Усилиями экзистенциальной философии и литературы внутренний человек возвращается в пространство европейской культуры.
Современный субъект понимается, как «мерцающий», всегда обращённый внутрь себя и всегда себя там не находящий.