Содержание
- 2. ПЛАН 1) Социально-экономические и естественно-научные предпосылки. 2) Критическая философия И. Канта I. Натурфилософия раннего периода творчества
- 3. 2) Философия Г.В.Ф. Гегеля I. Абсолютный идеализм Гегеля. Философия как логика. II. Система и метод философии
- 4. 3) Разложение гегелевской школы. Л. Фейербах Фейербах о религии как отчуждении родовой сущности человека. II. Материализм
- 5. Основные характеристики Предмет философии – культура создание диалектики; взаимодействие Я и культуры = понятие деятельности; Цель
- 6. И. Кант «Критика чистого разума» Г.В.Ф. Гегель «Энциклопедия философских наук» Ф. Шеллинг «Система трансцендентального идеализма» И.Г.
- 7. Отличительная черта немецкой классической философии - концентрация внимания на творческой деятельности человеческого духа, обладающего автономностью и
- 8. И. Кант (1724-1804)
- 9. БИОГРАФИЯ КАНТ (Kant) Иммануил (22 апреля 1724, Кенигсберг, ныне Калининград – 12 февраля 1804, там же),
- 10. 2 творческих периода Докритический (до 1770 г.) «Всеобщая естественная история и теория неба» Критический «Критика чистого
- 11. Творческая деятельность И. Канта делится на два периода:
- 12. В «докритический» период в работе «Всеобщая естественная история и теория неба», (1755) Кант разработал «небулярную» космогоническую
- 13. Переход к критицизму В конце 60-х гг. Кант принял концепцию абсолютного пространства и времени и истолковал
- 14. Критика чистого разума Критика практического разума свое наименование критический период получил в связи с названием, вышедших
- 15. Априоризм — исходный пункт критической философии «Критический» период своего творчества Кант исследует, прежде всего проблемы гносеологии.
- 16. Созерцательные (чувственные) Рассудок Разум не зависят от человека и определяют опыт Способности человека
- 17. Критический период философии Э. Канта «Критика чистого разума» (1781 г.): Что я могут знать? – ответ
- 18. Критический период философии Э. Канта Всякое познание начинается с опыта. Подлинное, истинное знание априорно. Познавательная деятельность
- 19. Главными произведениями критического периода стали: «Критика чистого разума» (1781), (новая теория познания) «Критика практического разума» (1788)
- 20. "Критика чистого разума" (1781) 1. Что такое познание? 2. Является ли познание фактом? 3. Как это
- 21. Что такое познание? «Всякое познание есть суждение, — такое соединение двух представлений, в котором одно из
- 22. Попытка помирить эмпиризм и рационализм "Но хотя всякое наше познание и начинается с опыта, отсюда вовсе
- 23. Априорные и апостериорные суждения "….мы будем называть априорными знания, безусловно независимые от всякого опыта, а не
- 24. «Мы обладаем некоторыми априорными знаниями, и даже обыденный рассудок никогда не обходится без них» «…опыт никогда
- 25. АПРИОРИ, нареч. [лат. а priori из предшествующего]. Не опираясь на изучение фактов, до опыта, независимо от
- 26. Аналитические и синтетические суждения "Или предикат В принадлежит субъекту А как нечто содержащееся (в скрытом виде)
- 27. Ответ на первый вопрос: Истинное познание состоит из «синтетических суждений a priori». Второй вопрос теперь следует
- 28. Рассмотрим одно из основных положений геометрии: «Прямая линия есть кратчайшее расстояние между двумя точками». Это положение
- 29. «Возьмем арифметическое положение: 7 + 5 = 12. Немыслимо, чтобы сумма 7 + 5 давала что-то
- 30. Рассмотрим одно из основных положений физики: «всякое изменение в природе имеет свою причину». Физику, говорит Кант,
- 31. «Метафизика (философия) умозрительно судит о субстанции мира, существовании Бога, души и т.п. Ясно, что ее суждения
- 32. "Все теоретические науки, основанные на разуме, содержат априорные синтетические суждения как принципы" "Истинная же задача чистого
- 33. Математика, по Канту, заключает в себе геометрию, арифметику и механику. Предмет геометрии — величины и их
- 34. «Время не есть эмпирическое понятие, выводимое из какого-нибудь опыта. В самом деле, одновременность или последовательность даже
- 35. Кроме чувственности как способности впечатления существует рассудок как мыслящая способность. «Посредством чувственности предметы нам даются, рассудком
- 36. Кант называет 12 категорий рассудка, сгруппированных по три категории количества (единство (мера), множественность (величина), целокупность (целое)),
- 37. Достоверное знание может быть только синтезом чувственности и рассудка. Ощущения сами по себе, без понятий рассудка,
- 38. Разум «не создает никаких понятий (об объектах), а только упорядочивает их и дает им... единство». Направленный
- 39. Понятия разума — трансцендентальные идеи, они — «вещь в себе» («сама по себе»). Значения понятие «вещь
- 40. Трансцендентный, философский термин, означающий, в противоположность имманентному, то, что запредельно по отношению к миру явлений и
- 42. “Вещь в себе” Познание, по Канту, начинается с того, что “вещи в себе” воздействуют на органы
- 43. Трансцендентальная апперцепция. Источник объективности знания. В философии Канта понятие апперцепции характеризует самосознание мыслящего субъекта в аспекте
- 44. Кант считает, что разум ставит три основных вопроса: 1. Что я могу знать? На этот вопрос
- 45. Разум, посягающий на познание трансцендентного (не данного в чувстве) впадает в антиномии. Антиномия (от анти... и
- 46. АНТИНОМИИ ЧИСТОГО РАЗУМА 1. — Мир имеет начало во времени и ограничен также в пространстве —
- 48. «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и
- 49. Идея права и государства Кант отрицательно относился к мнимой морали, основанной на принципах полезности и приятности,
- 50. Главный закон нравственности, «практического разума» — Категорический императив: — «Я всегда должен поступать только так, чтобы
- 51. «Критика способности суждения» (1790) Вкус есть способность судить о предмете или о способе представления на основании
- 52. Основная категория эстетической способности суждения — категория прекрасного. «Прекрасное — это соотнесение представлений субъекта с симпатией
- 53. Г. Гегель (1770 -1831)
- 54. БИОГРАФИЯ Родился в семье чиновника. В 1788—93 учился в Тюбингенском теологическом институте. В 1793—1801 домашний преподаватель
- 55. 2) Философия Г.В.Ф. Гегеля I. Абсолютный идеализм Гегеля. Философия как логика. II. Система и метод философии
- 59. УЧЕНИЕ ОБ АБСОЛЮТНОЙ ИДЕЕ ГЕГЕЛЯ ЯВЛЯЕТСЯ ВАЖНОЙ СТУПЕНЬЮ В ДИАЛЕКТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ. Абсолютная идея Гегеля в философии
- 60. Первый этап – это стадия логики, чистых категорий, таких, как бытие, качество, количество, отношение, причина и
- 61. Второй этап – это этап природного инобытия. Природа, по Гегелю, это «застывшая мысль». Именно поэтому в
- 62. Третий этап начинается тогда, когда абсолютная идея покидает природу и достигает человека и вновь перевоплощается в
- 63. В «Феноменологии духа» (1807) Гегель развёртывает основные принципы своей философской концепции. Духовная культура человечества была впервые
- 64. Заключительная глава «Феноменологии духа» — программа критического преобразования логики как науки, реализованная Гегелем в последующих трудах
- 65. Гегель - объективный идеалист - берет за первооснову всех явлений природы и общества «Абсолют» - некое
- 66. На пути своего саморазвития «Идея» «отчуждает» себя в природу, а потом возвращается к себе, в человеческом
- 67. АБСОЛЮТНАЯ ИДЕЯ – ЭТО: - единственно существующая подлинная реальность; - первопричина всего окружающего мира, его предметов
- 68. АБСОЛЮТНЫЙ ИДЕАЛИЗМ ГЕГЕЛЯ Идея (в себе) Материальный мир Человечество (ДУХ)
- 70. Система Гегеля включает три части: логику, философию природы и философию духа. Логика, по Гегелю, — наука
- 71. Согласно схеме Гегеля, «дух» просыпается в человеке к самосознанию сначала в виде слова, речи, языка. Орудия
- 72. Тождество бытия и мышления Основа всех явлений природы – «абсолютная идея» Три этапа развития абсолютной идеи:
- 73. Бытие в природе Механика (пространство, время, движение, тяготение) Физика (свет, звук, теплота, химические процессы) Органическая физика
- 74. Центральное место в диалектике Гегеля занимает категория противоречия как единства взаимоисключающих и одновременно — взаимопредполагающих друг
- 75. БЫТИЕ СТАНОВЛЕНИЕ НИЧТО
- 76. КАЧЕСТВО БЫТИЕ КОЛИЧЕСТВО
- 77. КАЧЕСТВО МЕРА КОЛИЧЕСТВО
- 78. Главное противоречие философии ГЕГЕЛЯ – не замечаемая им несовместимость системы абсолютного объективного идеализма, приводящей к выводу
- 79. Истина, по Гегелю, — не только соответствие понятия предмету, но и соответствие предмета своему понятию. Рассматривая
- 80. «Что разумно, то действительно; и что действительно, то разумно». «Всемирно-исторический процесс совершается разумно». Однако разумен, истинен
- 85. «Во всемирной истории благодаря действиям людей вообще получаются еще и несколько иные результаты, чем те, к
- 86. Наиболее значимыми областями гегелевской философии оказались: этика теория государства философия истории Для Гегеля государство – действительность
- 87. Философия права «Право состоит в том, что наличное бытие вообще есть наличное бытие свободной воли». Философское
- 88. Немецкий мыслитель считал, что невозможно понять явление, не уяснив всего пути, который оно совершило в своем
- 89. Диалектический метод Диалектический метод не есть некое «чисто внешнее искусство» или «субъективная игра в доказательства и
- 90. Законы диалектики Гегеля Закон перехода количественных изменений в качественные В первом законе Энгельс определяет категории качества,
- 91. Законы диалектики Гегеля Закон отрицание отрицания Третий закон диалектики отражает общий результат и направленность процесса развития.
- 92. ГЕГЕЛЬЯНСТВО (НЕМ. HEGELSCHULE: ГЕГЕЛЬЯНСКАЯ ШКОЛА) — ФИЛОСОФСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ, ОПИРАЮЩЕЕСЯ НА НАСЛЕДИЕ ГЕГЕЛЯ. Зародилось в Германии в
- 93. ПРАВОЕ ГЕГЕЛЬЯНСТВО Правые гегельянцы или, как их ещё называли, старогегельянцы (Габлер, Гинрихс, Гёшель, Дауб, а также
- 94. Правым гегельянцам противостояли левые или, как их ещё называли, младогегельянцы.
- 95. ЛЕВОЕ ГЕГЕЛЬЯНСТВО Левые гегельянцы за основу брали диалектический метод Гегеля. Бога они мыслили пантеистически и нередко
- 96. . Бруно Бауер Давид Штраус
- 97. РУССКОЕ ГЕГЕЛЬЯНСТВО Рассадником гегельянства в России стал кружок Станкевича, однако интерес к учению Гегеля носил поверхностных
- 98. НЕОГЕГЕЛЬЯНСТВО Неогегельянство зарождается в Англии в 1865 году, после выхода в свет книги Стирлинга «Секрет Гегеля».
- 99. 3) Разложение гегелевской школы. Л. Фейербах 1. Фейербах о религии как отчуждении родовой сущности человека. 2.
- 100. Фейербах Людвиг Андреас (1804–1872,), немецкий философ-материалист и атеист. В 1828 г. Закончил Берлинский университет (где слушал
- 101. Человек стремится к удовлетворению своих потребностей. Религия сулит исполнение желаний. Фейербах пишет, что только несчастные люди
- 102. «Зависимость, нужда — отец религии, а воображение — ее мать. Когда у людей нет средств и
- 103. «Необходимым выводом из существующих несправедливостей и бедствий человеческой жизни является единственно лишь стремление их устранить, а
- 104. Фейербах, однако, считает, что существует религиозное чувство как форма духовной взаимосвязи людей, а потому необходима новая
- 105. Антропологический материализм «Мое учение или воззрение может быть... выражено в двух словах: природа и человек. С
- 106. «Материю мира мы должны вообще себе мыслить не как нечто единообразное, не имеющее в себе различий;
- 107. «Пространство и время предполагают наличность вещей, ибо пространство, или протяженность, предполагает наличность чего-то, что протяженно, и
- 108. «Тело есть фундамент разума... Только тело способно образумить человека и препятствует тому, чтобы его мысли терялись
- 109. Мышление существует только как отражение бытия; копия следует за оригиналом, мысль за предметом. Отражая природу, мозг
- 110. «Отдельный человек, как нечто обособленное не заключает человеческой сущности в себе — ни как в существе
- 111. Формуле Декарта: «Cogito ergo sum» Фейербах противопоставляет свою формулу: «Sento ergo sum» («Чувствую, следовательно, существую»).
- 112. Фейербах выводит общественное сознание не из общественного бытия, а из психофизиологической «природы человека». В основе развития
- 113. «Если в теле твоем нет питательных веществ, то в душе твоей нет материала для нравственности»
- 114. «Счастье... есть не что иное, как здоровое, нормальное состояние какого-нибудь существа, состояние хорошего здоровья, или благополучия;
- 115. Ф. Шеллинг (1775 - 1854)
- 116. Тождество субъекта и объекта Сознание и природа в своём развитии проходят один и тот же путь.
- 117. И.Фихте (1726 - 1814)
- 119. Скачать презентацию