Содержание
- 2. 3. Рационализм и эмпиризм в философии Нового времени (общая характеристика).
- 5. 5.Рене Декарт (31 марта 1596 — 11 февраля 1650) Родился в городке Лаэ в центральной Франции.
- 6. Основные произведения: «Правила для руководства ума» (1627–1629) «Мир, или Трактат о свете» (1634) «Рассуждения о методе»
- 7. «Правила для руководства ума»: «Касательно обсуждаемых предметов следует отыскивать не то, что думают о них другие
- 8. «Рассуждения о методе» (основные правила дедуктивного метода) «Первое - никогда не принимать за истинное ничего, что
- 9. Применение правил на практике: поиск несомненной истины. Методологическое сомнение: подвергнуть все сомнению, чтобы найти несомненное. Чужие
- 10. Следовательно, человек — это существо мыслящее, или res cogitans, «мыслящая вещь». Мысль ни от чего не
- 11. Доказательства бытия Бога (вторая истина) Идея Бога есть идея Существа абсолютно совершенного, обладающего всеми положительными характеристиками.
- 12. Бог не есть тело, ибо Он один и един; если бы Он был телом, то Его
- 13. «И действительно, если мы станем исходить из начал только очевиднейших, если все выводимые из них следствия
- 14. Учение о субстанции (дуализм) Бог – это субстанция, ибо Он есть «вещь, коя существует, совершенно не
- 15. Психофизический параллелизм: душа и тело действуют самостоятельно и не имеют причину друг в друге (дуализм). Местом
- 16. Р. Декарт: деизм и идея закона природы. «Из того, что Бог не подвержен изменениям и постоянно
- 18. Скачать презентацию
Слайд 23. Рационализм и эмпиризм в философии Нового времени (общая характеристика).
3. Рационализм и эмпиризм в философии Нового времени (общая характеристика).
Слайд 55.Рене Декарт
(31 марта 1596 — 11 февраля 1650)
Родился в городке Лаэ в
5.Рене Декарт
(31 марта 1596 — 11 февраля 1650)
Родился в городке Лаэ в
Учится в иезуитском колледже Ла Флеш.
В университете города Пуатье изучает право и медицину
В 1619–1621 гг. служит в армии в качестве офицера в Голландии. Будучи католиком, воюет на стороне кальвинистов.
В 1628 г. Декарт поселяется в Голландии.
Под конец жизни переезжает по приглашению двадцатилетней шведской королевы Христины в Стокгольм, чтобы обучить ее началам философии. Умирает там от воспаления легких.
«Пора в путь, душа моя» — последние его слова.
Слайд 6Основные произведения:
«Правила для руководства ума» (1627–1629)
«Мир, или Трактат о свете» (1634)
«Рассуждения о
Основные произведения:
«Правила для руководства ума» (1627–1629)
«Мир, или Трактат о свете» (1634)
«Рассуждения о
«Размышления о первой философии» (1641)
«Первоначала философии» (1644)
«Метафизические размышления» (1647).
«Описание человеческого тела» (1648)
«Страсти души» (1649)
Слайд 7 «Правила для руководства ума»:
«Касательно обсуждаемых предметов следует отыскивать не то, что думают
«Правила для руководства ума»:
«Касательно обсуждаемых предметов следует отыскивать не то, что думают
«Под интуицией я подразумеваю не зыбкое свидетельство чувств и не обманчивое суждение неправильно слагающего воображения, а понимание (conceptum) ясного и внимательного ума, настолько легкое и отчетливое, что не остается совершенно никакого сомнения относительно того, что мы разумеем, или, что то же самое, несомненное понимание ясного и внимательного ума, которое порождается одним лишь светом разума...»
«Для разыскания истины вещей необходим метод».
Слайд 8«Рассуждения о методе» (основные правила дедуктивного метода)
«Первое - никогда не принимать за
«Рассуждения о методе» (основные правила дедуктивного метода)
«Первое - никогда не принимать за
Второе - делить каждую из рассматриваемых мною трудностей на столько частей, сколько потребуется, чтобы лучше их разрешить.
Третье - располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с предметов простейших и легкопознаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступеням, до познания наиболее сложных, допуская существование порядка даже среди тех, которые в естественном ходе вещей не предшествуют друг другу.
И последнее - делать всюду перечни настолько полные и обзоры столь всеохватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено»
Слайд 9 Применение правил на практике: поиск несомненной истины.
Методологическое сомнение: подвергнуть все сомнению, чтобы
Применение правил на практике: поиск несомненной истины.
Методологическое сомнение: подвергнуть все сомнению, чтобы
Чужие мнения лишь правдоподобны, чувства нас обманывают.
Может быть, весь мир устроен так, что им правит некий злой гений, который направляет все наше сознание в сторону ошибок?
Но нельзя сомневаться в одном: в самом факте сомнения. Это состояние сомнения является несомненным фактом.
Сомнение есть мышление. Следовательно, невозможно сомневаться в том, что я мыслю. Из того, что я мыслю, я заключаю, что я существую («Сogito, ergo sum»). – Первая истина.
Слайд 10Следовательно, человек — это существо мыслящее, или res cogitans, «мыслящая вещь».
Мысль ни
Следовательно, человек — это существо мыслящее, или res cogitans, «мыслящая вещь».
Мысль ни
Но мышление невозможно представить себе без его содержания — понятий, аксиом и т.п., которые поэтому можно считать врожденными понятиями: «…Я никогда не писал и не считал, будто ум нуждается во врожденных идеях, являющихся чем-то отличным от его способности мышления; но когда я отмечал, что обладаю некоторыми мыслями, кои я получил не от внешних объектов и не благодаря самоопределению моей воли, но исключительно благодаря присущей мне способности мышления, то, поскольку я отличал идеи, или понятия, кои являются формами этих мыслей, от других, внешних, или образованных, я назвал первые из этих идей врожденными».
Врожденные идеи и положения: идея Бога, истины, добра, красоты, числа, тождества, математические положения и логические законы и т.п.
Слайд 11 Доказательства бытия Бога (вторая истина)
Идея Бога есть идея Существа абсолютно совершенного, обладающего
Доказательства бытия Бога (вторая истина)
Идея Бога есть идея Существа абсолютно совершенного, обладающего
Любое понятие, имеющееся в нашем уме, возникает не само по себе, а вследствие своего соответствия некоей вещи; понятие Бога как некоего совершенного существа существует, значит у этого понятия совершенства есть и совершенная причина, т.е. Бог.
Анализируя свое «я», человек приходит к выводу: я являюсь лишь субъектом своего собственного познания, но как субъект, я не могу быть объектом. Я могу быть объектом только для какого-то другого «я». Этим высшим «я» является именно Бог. Отсюда вывод: Бог есть не просто мыслящее Существо, но Существо, имеющее свободную волю.
Слайд 12Бог не есть тело, ибо Он один и един; если бы Он
Бог не есть тело, ибо Он один и един; если бы Он
Бог есть Истина и поэтому Он не может лгать. Присутствуя во мне, как идея, и вложив в меня необходимые идеи, Он не мог создать меня существом ошибающимся. Значит, истина в познании достижима.
У человека есть разум и воля, но в менее совершенном качестве, чем у Бога. Человек не может правильно сочетать свой разум с волей. Отсюда и возникают человеческие ошибки.
Воля шире разума: «Область действия воли шире, чем область действия разума, и потому воля выступает как причина наших заблуждений… Мы легко простираем нашу волю за пределы ясно воспринимаемых нами вещей».
Слайд 13«И действительно, если мы станем исходить из начал только очевиднейших, если все
«И действительно, если мы станем исходить из начал только очевиднейших, если все
Слайд 14Учение о субстанции (дуализм)
Бог – это субстанция, ибо Он есть «вещь, коя
Учение о субстанции (дуализм)
Бог – это субстанция, ибо Он есть «вещь, коя
Две сотворенные субстанции: протяженная субстанция (материя) и мыслящая субстанция.
Атрибут материи – протяженность. Материальный мир бесконечно протяжен. бесконечно делим и однообразен. Поэтому возможен единый математический подход к изучению всего мира.
Слайд 15Психофизический параллелизм: душа и тело действуют самостоятельно и не имеют причину друг
Психофизический параллелизм: душа и тело действуют самостоятельно и не имеют причину друг
Организм животного – только машина (оно не имеет души). Для объяснения его достаточно только естественных каузальных (причинных) объяснений. Русский физиолог И. Павлов считал Декарта основоположником физиологии и предшественником учения о рефлексах.
Слайд 16 Р. Декарт: деизм и идея закона природы.
«Из того, что Бог не подвержен
Р. Декарт: деизм и идея закона природы.
«Из того, что Бог не подвержен
«Бог так чудесно установил эти законы, что даже если предположить, что он не создал ничего, кроме сказанного, и не внес в материю никакого порядка и никакой соразмерности, а, наоборот, оставил лишь самый запутанный и невообразимый хаос, какой только могут описать поэты, то и в таком случае этих законов было бы достаточно, чтобы частицы хаоса сами распутались и расположились в таком прекрасном порядке, что они образовали бы весьма совершенный мир, где мы смогли бы увидеть не только свет, но и все прочее, как важное, так и неважное, имеющееся в действительном мире» («Мир, или Трактат о свете»).
И «даже если бы Бог создал много миров, то между ними не было бы ни одного такого, где они (законы) не соблюдались бы» (однородность мироздания).
Познание законов природы возможно, потому что Бог дал их не только природе, но и вложил в наши души понятия об этих законах (тождество бытия и мышления)
Закон сохранения импульса: «из одного того, что Бог неподвижен и что, действуя всегда одинаковым образом, он производит одно и то же действие. Ибо если предположить, что с самого момента творения Он вложил во всю материю определенное количество движения, то следует признать, что он всегда сохраняет его таким же». Отсюда: «Когда одно тело сталкивается с другим, оно может сообщить ему лишь столько движения, сколько само одновременно потеряет, и отнять у него лишь столько, насколько оно увеличит своё собственное движение». (Предпосылка для закона сохранения энергии).