Врачевание в Древней Месопотамии

Содержание

Слайд 2

Тема 1

ВРАЧЕВАНИЕ В ДРЕВНЕЙ МЕСОПОТАМИИ

Тема 1 ВРАЧЕВАНИЕ В ДРЕВНЕЙ МЕСОПОТАМИИ

Слайд 3

1. История Месопотамии. Источники письменности о врачевании.
2. Представления о болезнях в древней

1. История Месопотамии. Источники письменности о врачевании. 2. Представления о болезнях в
Месопотамии.
3. Развитие медицинских знаний и гигиенические традиции в Месопотамии.
План:

Слайд 4

ИСТОРИЯ МЕСОПОТАМИИ. ИСТОЧНИКИ ПИСЬМЕННОСТИ О ВРАЧЕВАНИИ

Первый вопрос

Термин «Месопотамия» был введен греческим историком

ИСТОРИЯ МЕСОПОТАМИИ. ИСТОЧНИКИ ПИСЬМЕННОСТИ О ВРАЧЕВАНИИ Первый вопрос Термин «Месопотамия» был введен
Геродотом, который посетил страны бассейна Тигра и Евфрата в середине V в. до н.э.

Слайд 5

Первые крупные поселения на плодородной равнине междуречья Тигра и Евфрата появились уже

Первые крупные поселения на плодородной равнине междуречья Тигра и Евфрата появились уже
в 8 – 6 тысячелетиях до н.э.

МЕСОПОТАМИЯ МЕЖДУРЕЧЬЕ ДВУРЕЧЬЕ

Древнейшие же города-государства (Эриду, Урук, Лагаш, Ур, Ниппур и др.) сформировались здесь лишь на рубеже 4 и 3 тысячелетия до н.э.

Месопотамия, область между реками Тигр и Евфрат, считается колыбелью цивилизации. 

Слайд 6

ШУМЕР
(3000 - 2400 гг. до н.э.)

ОСНОВНЫЕ ГОСУДАРСТВА ДРЕВНЕЙ МОСОПОТАМИИ

АККАД
(2400 – 2000 гг.

ШУМЕР (3000 - 2400 гг. до н.э.) ОСНОВНЫЕ ГОСУДАРСТВА ДРЕВНЕЙ МОСОПОТАМИИ АККАД
до н.э.)

ВАВИЛОНИЯ
(2000 – 539 гг. до н.э.)

АССИРИЯ
(1400– 600 гг. до н.э.)

Слайд 7

ИЗ ИСТОРИИ МЕСОПОТАМИИ

Земли населяли многочисленные народности.
Территория составляла не более 15 тысяч км.
Население

ИЗ ИСТОРИИ МЕСОПОТАМИИ Земли населяли многочисленные народности. Территория составляла не более 15
– около 1 млн. человек.

ДОСТИЖЕНИЯ
Гончарное мастерство.
Прокладывали каналы.
Орошали поля.
Строили колесницы и корабли
из меди и бронзы.
Заложили основы арифметики,
геометрии и астрономии.
Создали первую в истории человечества письменность – клинопись.

Слайд 9

СВОЕОБРАЗИЕ ВОСТОЧНОЙ КУЛЬТУРЫ

ОСОБЕННОСТИ
Климат и география.
Традиционализм культуры.
Громадная роль религии в жизни людей.
Особенности

СВОЕОБРАЗИЕ ВОСТОЧНОЙ КУЛЬТУРЫ ОСОБЕННОСТИ Климат и география. Традиционализм культуры. Громадная роль религии
антропологии и психологии людей Востока.

МЫШЛЕНИЕ
Интровертивность мышления
(направленность внутрь себя).
Эмоционально-образное (меньше
логичного).
Разум понимается более широко
(это не столько человеческая способность, сколько космическая сила).
Для восточного мышления не характерен антропоцентризм (зоопоморфизм).

Слайд 10

Глиняная табличка,
на которой записан
миф о Гильгамеше.
Шумер. III в. до

Глиняная табличка, на которой записан миф о Гильгамеше. Шумер. III в. до
н.э.

ГИЛЬГАМЕШ  
— царь  
шумерского 
города Урука,
правил в конце
XXVII — нача-
ле XXVI вв.
до н. э.

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ МОСОПОТАМИИ

Слайд 11

ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ МОСОПОТАМИИ

ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ МОСОПОТАМИИ

Слайд 12

СЕМЬ ЧУДЕС СВЕТА

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ МОСОПОТАМИИ

СЕМЬ ЧУДЕС СВЕТА КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ МОСОПОТАМИИ

Слайд 13

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ МОСОПОТАМИИ

Висячие сады Семирамиды

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ МОСОПОТАМИИ Висячие сады Семирамиды

Слайд 14

РЕЛИГИЯ ДРЕВНЕЙ МОСОПОТАМИИ

ПОЛИТЕИЗМ, ЗООПОМОРФИЗМ

РЕЛИГИЯ ДРЕВНЕЙ МОСОПОТАМИИ ПОЛИТЕИЗМ, ЗООПОМОРФИЗМ

Слайд 15

ГЛИНЯНЫЕ КЛИНОПИСНЫЕ
ТАБЛИЧКИ

ИСТОЧНИКИ ПИСЬМЕННОСТИ

До нас из наследия Шумеров дошли таблички из обожжённой

ГЛИНЯНЫЕ КЛИНОПИСНЫЕ ТАБЛИЧКИ ИСТОЧНИКИ ПИСЬМЕННОСТИ До нас из наследия Шумеров дошли таблички
глины с иероглифическими письменами.

Слайд 17

ГЛИНЯНЫЕ КЛИНОПИСНЫЕ
ТАБЛИЧКИ с медицинскими текстами

ИСТОЧНИКИ ПИСЬМЕННОСТИ

Благодаря этим бесценным сокровищам мы

ГЛИНЯНЫЕ КЛИНОПИСНЫЕ ТАБЛИЧКИ с медицинскими текстами ИСТОЧНИКИ ПИСЬМЕННОСТИ Благодаря этим бесценным сокровищам
и можем сегодня судить об уровне развития медицины в Месопотамии.

Клинописная табличка из г. Ниппур (конец 3 тысяч. до н.э.) Содержит 15 рецептов для приготовления лекарств

Рецепт 12.
Просеять и тщательно перемешать растолчённый панцирь черепахи, побеги растения нага (из него добывают соду), соль (и) горчицу; омыть (больное место) этим (приготовленным составом), после чего натереть растительным маслом (и) обложить растёртыми в порошок иглами пихты.

Слайд 18

АШШУРБАНИПАЛ
– последний царь Ассирии, правил
приблизительно в 669-627 гг. до н. э.

В

АШШУРБАНИПАЛ – последний царь Ассирии, правил приблизительно в 669-627 гг. до н.
Ниневии в XIX в. была найдена библиотека царя Ашшурбанипала, которая состоит из 25000 глиняных табличек, на которых клинописью воспроизведена жизнь царства. Среди табличек – около тысячи с медицинским содержанием.

Библиотека Ашшурбанипала

Слайд 19

Ассирийская цилиндрическая печать из известняка и современный гипсовый слепок её изображения, содержащего

Ассирийская цилиндрическая печать из известняка и современный гипсовый слепок её изображения, содержащего
мотив поклонения богу
Шамашу (Лувр).

ИСТОЧНИКИ ПИСЬМЕННОСТИ

ПЕЧАТИ

На одной из табличек, датирован-ной XXIV в. до н.э., сохранился оттиск печати вавилонского врача Ур Лугаль-Эдинне из г. Лагаша, на которой изображены медицинский инструментарий и сосуды для лекарств.

Слайд 20

ХАММУРАПИ
– царь Вавилонии, (1792-1750 гг. до н. э.)

ИСТОЧНИКИ ПИСЬМЕННОСТИ

Свод законов 
ХАММУРАПИ 
Один из древнейших правовых памятников в

ХАММУРАПИ – царь Вавилонии, (1792-1750 гг. до н. э.) ИСТОЧНИКИ ПИСЬМЕННОСТИ Свод
мире. Создан в конце правления царя Хаммурапи
(приблизительно в 1750-х гг. до н.э.).
Содержит и законы, касающиеся правовых аспектов деятельности врачей. 

СВОД ЗАКОНОВ ХАММУРАПИ

Слайд 21

На столбе перечислены некоторые награ-
ды и наказания практикующих врачей:

Базальтовый столб, на котором

На столбе перечислены некоторые награ- ды и наказания практикующих врачей: Базальтовый столб,
были высечены 282 закона

Закон 196. Если кто-либо серьезно повреждает чужой глаз, он будет лишен его собственного глаза.
Закон 198. Если кто-либо незначитель-но повреждает чужой глаз, он заплатит мину серебра.
Закон 200. Если кто-либо серьезно повреждает чужой зуб, он будет лишен его собственного зуба.
Закон 201. Если кто-либо незначитель-но повреждает чужой зуб, он заплатит треть мины серебра.
Закон 215. Если лекарь сделал свобод-ному человеку тяжелую операцию бронзовым ножом и спас человека или же он сделал надрез бронзовым ножом и спас глаз человека, то он должен получить 10 сиклей серебра.

Слайд 22

Статья 216. Если больной мушкенум (полузависимое население ), то он платит 5

Статья 216. Если больной мушкенум (полузависимое население ), то он платит 5
сиклей серебра.
Статья 217. Если больной чей-нибудь раб, то господин раба платит врачевателю 2 сикля серебра.
Статья 218. Если лекарь сделал свободному человеку тяжелую операцию бронзовым ножом и (тем) умертвил этого человека, либо сделал надрез… и (тем) погубил глаз этого человека, ему надлежит отрезать руку.
Статья 221. Если лекарь срастил сломанную кость (у человека) или же вылечил больной сустав, (то) больной должен заплатить лекарю 5 сиклей серебра.
Статья 222. Если (это) сын мушкенума, (то) он должен заплатить 3 сикля серебра.
Статья 223. Если (это) раб человека, (то) хозяин раба должен заплатить лекарю 2 сикля серебра.

Слайд 24

КУБОК ГУДЕА (символ медицины)

Кубок правителя г. Лагаш, на котором изображён посох,

КУБОК ГУДЕА (символ медицины) Кубок правителя г. Лагаш, на котором изображён посох,
обвитый двумя змеями и охраняемый двумя демонами, сжимающими в лапах меч.

3 тысячелетие до н.э.

Слайд 25

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О БОЛЕЗНЯХ В ДРЕВНЕЙ МЕСОПОТАМИИ

Второй вопрос

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О БОЛЕЗНЯХ В ДРЕВНЕЙ МЕСОПОТАМИИ Второй вопрос

Слайд 26

Питание (переедание или, наоборот, недостаток пищи, некачественная пища)
Климат или космические стихии, перемена

Питание (переедание или, наоборот, недостаток пищи, некачественная пища) Климат или космические стихии,
времен года, ветра (сухие и влажные, теплые и холодные) и т.п.
Недостаточная личная гигиена, грязное содержание жилища и т.п.
Недостаток или чрезмерное количество физических движений.

ВЛИЯНИЕ ЕСТЕСТВЕННЫХ ПРИЧИН НА БОЛЕЗНИ

Слайд 27

АСУТУ (СУ) ( врачеватель)

ЭМПЕРИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВРАЧЕВАНИЯ
В ДРЕВНЕЙ МЕСОПОТАМИИ

Связывали возникновение болезней с

АСУТУ (СУ) ( врачеватель) ЭМПЕРИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВРАЧЕВАНИЯ В ДРЕВНЕЙ МЕСОПОТАМИИ Связывали возникновение
естественными причинами.
Врачи-практики, знатоки лечебных трав и снадобий.
Прогноз оптимистичный.
Если болезнь была за пределами компетенции Асу, то он «не протягивал руки».
Причины неудачного исхода лечения – вина врача. Поэтому следовало наказание.

Середина 2-го тысячелетия до н.э.

Слайд 29

Мукаллим
(XIV в. до н. э.)

ВРАЧЕВАТЕЛЬ АСУ

Врачеватель храма близ Ниппура. Успешно излечивал лихорадки

Мукаллим (XIV в. до н. э.) ВРАЧЕВАТЕЛЬ АСУ Врачеватель храма близ Ниппура.
и воспаление дыхательных органов, кожные заболевания и травмы. Во всех письмах Мукаллима и его помощника, занимавшегося приготовлением лекарств (так называемого «аптекаря»), нет ни единого слова о молитвах или заклинаниях — его лечение было эмпирическим.

Слайд 30


Демонологическое (анимистическое)

Предсказания
на внутренностях
животных.
Изгнание
злых духов.
Лечебная магия.
Обряды.
Очищения.

1. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О

Демонологическое (анимистическое) Предсказания на внутренностях животных. Изгнание злых духов. Лечебная магия. Обряды.
БОЛЕЗНЯХ

ВЛИЯНИЕ РЕЛИГИИ НА ВРАЧЕВАНИЕ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

Считалось, что болезни - результат влияния злых демонов, вселившихся в тело больного.
Отсутствие защиты добрых духов-хранителей.
Нарушение обрядовых, правовых и моральных предписаний.
Нарушение правил здорового образа жизни.

Демонологическое (анимистическое)

Слайд 31

Гула – богиня врачевания и исцеления

(Китай)

2. ПОКЛОНЕНИЕ БОГАМ-ПОКРОВИТЕЛЯМ ВРАЧЕВАНИЯ

Эйа (Эа) – бог

Гула – богиня врачевания и исцеления (Китай) 2. ПОКЛОНЕНИЕ БОГАМ-ПОКРОВИТЕЛЯМ ВРАЧЕВАНИЯ Эйа
водной стихии, мудрости и покровитель врачевания

Нингишзида – бог плодородия, покровитель врачевания

Слайд 32

Нинту – богиня рождения

2. ПОКЛОНЕНИЕ БОГАМ-ПОКРОВИТЕЛЯМ ВРАЧЕВАНИЯ

Иштар – богиня утренней звезды, приносит

Нинту – богиня рождения 2. ПОКЛОНЕНИЕ БОГАМ-ПОКРОВИТЕЛЯМ ВРАЧЕВАНИЯ Иштар – богиня утренней
исцеление от болезней

Эрра – бог войны, чумы и мора

Пазузу – демон бури, насылал головную боль и тошноту

Ламашту – демон, бросающийся на детей, распространяя детскую лихорадку

Слайд 33

3. ХРАМОВАЯ МЕДИЦИНА

При храмах были специальные помещения для больных, где лечили знатных

3. ХРАМОВАЯ МЕДИЦИНА При храмах были специальные помещения для больных, где лечили
особ, служителей храмов и даже рабов.
Лечением занимались жрецы.
В основе лежало астральное мировоззрение: звёзды управляют событиями на земле, боги – излучением звёзд.
Задача жреца-врачевателя – постигать откровения богов, жить в согласии с волей богов.

Слайд 34

4. АСТРОЛОГИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА

Зиккурат

4. АСТРОЛОГИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА Зиккурат

Слайд 35

АШИПУТУ (АШИПУ) (заклинатель)

РЕЛИГИОЗНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВРАЧЕВАНИЯ
В ДРЕВНЕЙ МЕСОПОТАМИИ

Шаманы, служители культа, знахари.
Связывали возникновение

АШИПУТУ (АШИПУ) (заклинатель) РЕЛИГИОЗНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВРАЧЕВАНИЯ В ДРЕВНЕЙ МЕСОПОТАМИИ Шаманы, служители культа,
болезней со сверхъестественными причинами: кара богов, демоны, злые чары и т.п.
При лечении использовали заклинания и магические обряды, а также все методы асу, лечебные травы и снадобья.
Прогноз пессимистичный.
Причины неудачного исхода лечения – воля богов. Поэтому наказание не наступало.

Слайд 36

Кисир-Ашур
(VII в. до н. э.)

ВРАЧЕВАТЕЛЬ АШИПУ

Истории болезней, записанные Кисир-Ашуром, состоят из описаний

Кисир-Ашур (VII в. до н. э.) ВРАЧЕВАТЕЛЬ АШИПУ Истории болезней, записанные Кисир-Ашуром,
симптомов, диагноза, предписаний, заклинаний, молитв и обрядов. Считалось, что недуг может быть вызван греховным или предосудительным поведением самого пациента. Он работал не только с магическими и религиозными обрядами, но и с лекарствами на основе целебных трав.  

Слайд 37

ТАКИМ ОБРАЗОМ, В МЕСОПОТАМИИ

ТАКИМ ОБРАЗОМ, В МЕСОПОТАМИИ

Слайд 38

Пневматическая теория (воздушная)

ПНЕВМА - находящееся в воздухе невидимое вещество, которое, попадая

Пневматическая теория (воздушная) ПНЕВМА - находящееся в воздухе невидимое вещество, которое, попадая
в организм при вдыхании, из легких проникает в сердце, оттуда по артериям разносится по всему телу.

Болезни, вызванные «пневмой», связывались с дыханием.

РАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
О БОЛЕЗНЯХ

Слайд 39

Болезнь представлялась как нарушение баланса между жидкостями в организме.
Считалось, что ведущее место

Болезнь представлялась как нарушение баланса между жидкостями в организме. Считалось, что ведущее
в
жизнедеятельности организма занимают
жидкости:
Кровь (гумор)
Слизь
Желчь

В Месопотамии врача называли Асу – «знающий воду»

Гуморальная теория (жидкостная)

РАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
О БОЛЕЗНЯХ

Слайд 40

РАЗВИТИЕ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙЦ И ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ В МЕСОПОТАМИИ

Третий вопрос

РАЗВИТИЕ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙЦ И ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ В МЕСОПОТАМИИ Третий вопрос

Слайд 41

РАЗВИТИЕ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ В МЕСОПОТАМИИ

В клинописях сохранились свидетельства о врачебных специализациях (врачи,

РАЗВИТИЕ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ В МЕСОПОТАМИИ В клинописях сохранились свидетельства о врачебных специализациях
лечившие болезни глаз, целители скота).
Упоминалась и женщина-врач, лечившая женские болезни.
Свободных врачевателей было немного.
Передача знаний осуществлялась в узком кругу посвящённых.

Слайд 42

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СТРОЕНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ТЕЛА

Строение тела человека не изучали, вскрытия тел

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СТРОЕНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ТЕЛА Строение тела человека не изучали, вскрытия тел
не проводили.
Практика родовспоможения (кесарево сечение).
Представления о строении человеческого тела черпались
из практик захоронения, лечения травм, казней, разделывания животных и жертвоприношений.

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ГЛАВНОМ ОРГАНЕ
(отвечающем за жизнь)

Слайд 43

Во времена Вавилонского царства, медицина и, особенно, хирургия уже достигли довольно высокого

Во времена Вавилонского царства, медицина и, особенно, хирургия уже достигли довольно высокого
уровня. Поначалу врачи (которых уже можно называть именно этим словом) проводили лечение методами простейшей хирургии, причем было даже известно обезболивание с помощью наркотиков.
Щедро вознаграждаемые в случае успешного лечения, они тем не менее рисковали навлечь на себя серьезные неприятности, если оказание «помощи» приводило к трагедии.

Слайд 44

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ
В МЕСОПОТАМИИ

Не простирать к богам немытые руки.
Ограничивать себя в пище

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ В МЕСОПОТАМИИ Не простирать к богам немытые руки. Ограничивать себя
определённого рода (не есть свинину).
Не есть и не пить воды из грязной посуды (профилактика отравлений).
Жрец должен быть чист, выбрит с головы до пят (предупреждение педикулёза).
Сооружать колодцы и пользоваться системой водоснабжения (предупреждение шистосомоза).
Благоустройство жилища (канализация, утепление, чистота).

Слайд 45

1. Износ поверхностей зубов, кариес - НАЛИЧИЕ в ЗУБЕ «ЗУБНОГО ЧЕРВЯ».
2. Воспалительные

1. Износ поверхностей зубов, кариес - НАЛИЧИЕ в ЗУБЕ «ЗУБНОГО ЧЕРВЯ». 2.
процессы, образование опухолей, искривление зубов – ГРУБАЯ ПИЩА и НЕПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ.
3. Травмы зубов, переломы и вывихи челюсти – РИСКОВАННЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ.
ПРИЧИНЫ И ВИДЫ ЗАБОЛЕВАНИЙ
ЗУБОВ В МЕСОПОТАМИИ

Многовековая легенда о зубном черве, пожирающем зубы, впервые зарегистрирована именно в письменных источниках Месопотамии.

Имя файла: Врачевание-в-Древней-Месопотамии.pptx
Количество просмотров: 64
Количество скачиваний: 1