Слайд 2 Важнейшим фактором развития детской художественной одаренности является взаимодействие взрослых и детей
в семье в совместной художественно-творческой деятельности.
Семейное общение в художественно-творческой деятельности имеет глубокие корни в отечественной культуре. Яркий пример такого способа взаимодействия взрослых с ребенком являет опыт народной педагогики.
Слайд 3Приемы художественно-игрового общения
Приемы художественно-игрового общения передавались в поколениях и сохранялись, поддерживались,
прежде всего, в рамках семейных традиций. В народной педагогике эмоционально-образное взаимодействие с ребенком через пение, выразительное интонирование, движение, игру выступало основой его общего развития и приобщения к социально значимым ценностям.
Слайд 4Так, пение колыбельных песен и игры с ребенком на основе пестушек реализовывали
в традициях народной педагогики жизненно важную потребность ребенка в эмоциональном общении с близкими взрослыми, что является ведущей деятельностью в младенческом возрасте. У ребенка в процессе такого эмоционально-образного общения с ним взрослых происходит оптимальное развитие всех психофизиологических процессов, формирование соответствующих возрасту новообразований.
Слайд 5Главное назначение потешки – выработка у малыша (период раннего детства) игровых навыков,
подготовка его к познанию окружающего мира в процессе игровой деятельности, которая в скором времени станет ведущей в его развитии. При этом содержание потешки (манипуляции с ручками, ножками, пальчиками и т.д.) полностью соотносится с наглядно-действенным характером мышления детей 2-х – 3-х лет и потребностью в предметно-манипулятивной деятельности. Пальчиковые игры как разновидность потешки направлены на овладение речью – главному новообразованию раннего возраста.
Слайд 6Важными новообразованиями в младшем и среднем дошкольном возрасте (возраст 4-х – 5-ти
лет) является завершение в основном процесса формирования активной речи и выход сознания за пределы непосредственно воспринимаемой действительности, т.е. развитие воображения.
Все это в избытке предоставляли ребенку загадки и прибаутки.
В играх на основе прибауток реализована потребность детей в игровом творчестве, в радостных положительных эмоциях, в энергичных движениях, в совместных с другими детьми взаимодействиях.
Слайд 7Важно подчеркнуть, что все жанры детского фольклора выступают действенным средством гармонизации ребенка
с окружающей его действительностью, формирования у него позитивного мировосприятия.
Радостное, счастливое настроение ребенка является основой его физического и психического здоровья, доброжелательного отношения к людям, к окружающему миру, развития чувства доброты и гуманности, залогом успешности и полноты дальнейшей жизни. Образы детского фольклора всегда веселые, радостные, мажорные, яркие в эмоциональном отношении. Они реализует потребность ребенка в смехе, веселье, юморе, ярких эмоциях, столь необходимых для формирования его здоровой психики.
Слайд 8Одной из ведущих задач фольклорных игр, обращенных к детям среднего и старшего
дошкольного возраста, является развитие коммуникативных навыков ребенка, обогащение возможностей его социального общения.
Полноценное игровое общение со сверстниками является важным условием для нормального психического развития ребенка 5-ти – 6-ти лет.
Немаловажную роль в развитии навыков коммуникации (ее невербальных этикетных форм поведения) играют фольклорные танцы.
Фигуры детских фольклорных танцев щедро насыщены приветливыми поклонами, жестами вежливого прощания, обменом с партнерами хлопками в ладоши, дружескими жестами и пожатиями рук, выразительными приветственными взглядами, улыбками, одобрительными возгласами и т.д.
Слайд 9Усвоение ребенком норм общения, овладение навыками индивидуальной и коллективной работы, умение принимать
и любить себя, доброжелательно относиться к окружающему миру – факторы, определяющие его дальнейшую судьбу, возможность в будущем чувствовать себя успешным и достойным членом общества, полнее реализовать себя. В традициях народной педагогики эти правила были успешно реализованы в образно-игровых способах взаимодействия взрослых и детей на основе произведений детского фольклора.
Среди способов совместной художественно-творческой деятельности взаимодействия взрослых с детьми, сложившихся в опыте народной педагогики, выделяется традиция сказывания сказок.
Слайд 10Сказка – проверенное временем, испытанное в народной педагогике эффективное средство нравственного развития
ребенка. Нравственные уроки народных сказок оставляют свой благотворный след в душе человека с детства на всю жизнь. Выразительные интонации голоса сказителя усиливают эмоциональное воздействие сказки, помогают не только включить слушателя в сопереживание героям, но и сделать его участником действа, пережить сказочные события в своем воображении.
Психологи подтверждают огромное значение эмоционально-образного речевого общения взрослого с ребенком для развития его эмоциональной сферы, речи и мышления в целом.
Слайд 11Традиция сказывания сказок интуитивно сложилась в народной педагогике как способ эмоционально-образного общения
взрослого с ребенком, направленного на развитие его эмоциональной сферы, воображения, речи, интеллекта, нравственности .
Вытеснение традиции семейного общения за книгой общением с телевизором в жизни современной семьи ведет не только к нарушению речевого развития детей, но и к другим серьезным последствиям.
Слайд 12Отметим еще одну традицию художественно-практического взаимодействия взрослых и детей, укорененную в отечественной
культуре семейного воспитания – домашние театрализованные представления. В дореволюционной России эта традиция была широко развита и в дворянских семьях, и в семьях с небольшим достатком. Постановки домашних любительских театров были приурочены к определенным юбилеям, праздникам, среди которых важнейшее место занимали Христианские праздники. Так, повсеместно в русских семьях готовились театрализованные представления вокруг Рождественской елки – с сольными выступлениями, совместным хоровым пением, танцами, постановками «живых картин», сцен из пьес и т.д. Подготовка домашних спектаклей включала в себя не только разучивание ролей и репетиции, но и изготовление костюмов, декораций, нехитрых подарков, сделанных своими руками. Сам процесс подготовки к театрализованному семейному празднику обладал колоссальным гармонизирующим воздействием на отношения между членами семьи, способствовал упрочению и духовному углублению этих отношений.
Слайд 13Основная идея традиционного календарного обряда: соединения человека и природы, помощь природе совместными
ритуальными усилиями – актуализируется сегодня в связи с насущными задачами экологического воспитания подрастающего поколения.
Педагогическая ценность народного календарного обряда состоит еще и в том, что он поддерживает традицию игрового взаимодействия взрослых и детей. В календарном обряде принимали участие все, и каждому находилось свое место и своя роль. Детские календарно-обрядовые игры подразумевают участие в них и взрослых. Причем, в традиционном календаре есть ритуалы, которые могут выполнить только дети (например, игры-закликания птиц и дождя весной, когда «возраст» природы соответствует возрасту детства, по народным представлениям, или обход детьми дворов и пение колядок и т.д.)
Слайд 14К менее распространенным способам эмоционально-образного общения в современной семье относится совместный художественный
труд и взаимодействие с ребенком в процессе его изобразительной деятельности.
Рисование, лепка, аппликация, конструирование, бумагопластика – занятия, чрезвычайно увлекательные для детей. Разнообразные взаимодействия ребенка с миром вещей и материалов, всевозможные переделки вещей на свой лад, фантазирование, придумывание образных историй и игр с окружающими вещами – это образное познание мира ребенком и утверждения себя в этом мире.
В процессе труда происходит интенсивное сенсорное насыщение ребенка: тактильное и зрительное освоение различных материалов, форм и конструкций, расположения частей, их соотношения по величине и т.д.
Слайд 15Включение взрослого в этот увлекательный для малыша процесс освоения окружающего мира через
художественно-практическую деятельность может расставить дополнительные воспитательные акценты. Именно взрослый может побудить ребенка довести начатое до эстетически значимого результата, развивая, таким образом, настойчивость, волю и одновременно эстетические потребности ребенка. Взрослый может включить ребенка в процесс рассказывания и фантазирования на тему того, что он делает или рисует. Это будет способствовать развитию у ребенка речи, а также воображения, наблюдательности, анализа причинно-следственных связей в мире, созданном его фантазией. Проявив интерес к тому, что делает ребенок, найдя практическое применение сделанной им вещи или оформив детскую поделку и сохранив ее, взрослый тем самым формирует положительную самооценку у ребенка и его стремление участвовать в общих делах семьи.