Образование и педагогическая мысль на этапе развития педагогики как самостоятельной научной дисциплины. Новое время 2

Содержание

Слайд 2

Вопросы

Педагогическая система Я.А. Коменского
Педагогические идеи просвещения. Эмпирико-сенсуалистическая концепция воспитания и образования Дж.

Вопросы Педагогическая система Я.А. Коменского Педагогические идеи просвещения. Эмпирико-сенсуалистическая концепция воспитания и
Локка. Педагогика Ж.-Ж. Руссо.

Слайд 3

Педагогическая система Я.А. Коменского

Педагогическая система Я.А. Коменского

Слайд 4

Pansophia

– научно-образовательный гуманистический проект Я.А. Коменского, положенный в основание его педагогики
Философские основания

Pansophia – научно-образовательный гуманистический проект Я.А. Коменского, положенный в основание его педагогики
педагогики Я.А. Коменского:
сенсуализм
экспериментализм
природосообразность

Слайд 5

DIDACTICA MAGNA, СОДЕРЖАЩАЯ ВСЕОБЩЕЕ ИСКУССТВО ВСЕХ УЧИТЬ ВСЕМУ,

или Верный и превосходный способ [метод]

DIDACTICA MAGNA, СОДЕРЖАЩАЯ ВСЕОБЩЕЕ ИСКУССТВО ВСЕХ УЧИТЬ ВСЕМУ, или Верный и превосходный
учреждения во всех общинах, городах и селах любого христианского государства таких школ,
в которых бы все юношество обоего пола, без всякого, где бы то ни было исключения, обучалось наукам, совершенствовалось в нравах, исполнялось благочестия, и таким образом в юношеские годы могло научиться всему, что нужно для настоящей и будущей жизни СОКРАЩЕННО, ПРИЯТНО, ОСНОВАТЕЛЬНО,
где для всего, что предлагается,
основания берутся из собственной природы вещей;
истинность доказывается параллельными примерами, взятыми из области механических искусств;
порядок распределяется по годам, месяцам, дням, часам;
наконец, путь для успешного исполнения этих советов указывается легкий и верный.

Слайд 6

Didactica magna в контексте механической картины мира

«Искусство обучения не требует ничего иного,

Didactica magna в контексте механической картины мира «Искусство обучения не требует ничего
кроме искусного распределения времени, предметов и метода. Если мы будем в состоянии точно установить это распределение, то обучать всему школьную молодежь в каком угодно числе будет нисколько не трудней, чем, взяв типографские инструменты, ежедневно покрывать изящнейшими буквами тысячу страниц или чем, установив архимедову машину, переносить дома, башни, всевозможные тяжести»
Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. М., 1939. С.37

Слайд 7

Дидактический энциклопедизм («…всех учить всему»)

глубина понимания пропорциональна количеству изученного материала
ἐνκύκλιος παιδεία, encyclopaedia

Дидактический энциклопедизм («…всех учить всему») глубина понимания пропорциональна количеству изученного материала ἐνκύκλιος παιδεία, encyclopaedia

Слайд 8

Порядок изучения всего: «все, подлежащее изучению, должно быть распределено сообразно ступеням возраста»

I

Порядок изучения всего: «все, подлежащее изучению, должно быть распределено сообразно ступеням возраста»
ступень – до 6 лет – «материнская школа»
II ступень – от 6 до 12 лет – «школа родного языка»
III ступень – от 12 до 18 лет – «латинская школа»
IV ступень – «академия» - воспитывает волю

Слайд 9

Классно-урочная система: принцип природосообразности в контексте механицизма

Didactica magna, VIII «Юношество должно получать

Классно-урочная система: принцип природосообразности в контексте механицизма Didactica magna, VIII «Юношество должно
образование совместно; для этого нужны школы».
VIII, 8: «Природа повсюду представляет нам пример того, что то, что должно произойти в изобилии, должно родиться в одном каком-нибудь месте».
Ergo (VIII, 9): «И чем больше фруктовый сад, тем успешнее растут деревья; чем больше садок, тем больше и рыбы. Поэтому, как для рыб должны назначаться садки, для деревьев – сады, так для юношества – школы»

Слайд 10

Педагогические идеи просвещения. Эмпирико-сенсуалистическая концепция воспитания и образования Дж. Локка. Педагогика Ж.-Ж.

Педагогические идеи просвещения. Эмпирико-сенсуалистическая концепция воспитания и образования Дж. Локка. Педагогика Ж.-Ж. Руссо.
Руссо.

Слайд 11

Ценностно-целевые основания педагогики эпохи Просвещения

Цель воспитания – совершенствование человека и человеческого рода
Появление

Ценностно-целевые основания педагогики эпохи Просвещения Цель воспитания – совершенствование человека и человеческого
теории и идеологии прогресса (Кондорсе и Тюрго): (a) история человечества подчинена закону совершенствования человеческого рода, его последовательному движению к «счастью»; (b) таковое движение тождественно развитию науки и технологии; (c) наука и технология есть безусловный источник прогресса морали и политики.
Отсюда – главная ЦЕННОСТЬ педагогики «Просвещения» – научный разум, который (1) опирается на опыт и свободен (2) от религиозных предпосылок и (3) от метафизических гипотез, наконец, (4) приводит к общественному-правовому прогрессу

Слайд 12

Однако, в ценностно-целевых основаниях педагогики Просвещения есть внутренние противоречия:

С одной стороны, естественно-правовая

Однако, в ценностно-целевых основаниях педагогики Просвещения есть внутренние противоречия: С одной стороны,
доктрина (у истоков Локк), которая исходит из приоритета «естественного закона», «частного интереса» перед «искусственным законом», т.е. «государством».
С другой стороны: [само]критика «частного интереса» (например, Кант).

Слайд 13

Естественно-правовая доктрина - приоритет «естественного закона» и «частного интереса»

Чтобы свести различие между

Естественно-правовая доктрина - приоритет «естественного закона» и «частного интереса» Чтобы свести различие
φύσις и τέχνη (νομός) к минимуму, необходимо, чтобы искусственные законы государства не оппозиционировали законам естества. Следовательно, государство – в силу указанного приоритета – начинает пониматься как результат «социального контракта», который заключают между собой индивиды – носители естественного права, отсюда «разумный эгоизм» в государстве.
Аксиома просветителей: все естественное по определению хорошо. Отсюда:

Слайд 14

Аксиома просветителей: все естественное по определению хорошо. Отсюда:

сенсуализм (Локк, Руссо, Гельвеций, Дидро,

Аксиома просветителей: все естественное по определению хорошо. Отсюда: сенсуализм (Локк, Руссо, Гельвеций,
Кондильяк) – tabula rasa как естественная «чистота» души (в отличие от догмата о первородном грехе). Опыт приобретается извне, чем обосновывается
(a) сама возможность воспитания как внешнего воздействия на человека (в этом и заключается пафос «Просвещения»: если нет inné idée, то возможно все изменить посредством воспитания)
(b) значение для воспитания внешней среды – отсюда возможность осчастливить посредством науки и техники (прогрессизм).
гедонизм и эвдемонизм. Основное естественное чувство – стремление к самосохранению, здоровый эгоизм, выраженный в любви к удовольствию и в стремлении избежать страданий (отсюда цель воспитания – счастье, опирающееся на добродетель (Локк).

Слайд 15

Жан-Жак Руссо

Если все естественное по определению хорошо, то:
человек от природы склонен к

Жан-Жак Руссо Если все естественное по определению хорошо, то: человек от природы
добру и, стало быть,
воспитание его должно быть не переделыванием естественного человека в социально полезного индивида, но – развитием природных задатков, собственных природных интересов. Это так называемое естественное воспитание.
Отсюда специфическая роль воспитателя в «Эмиле»: «конечно он [ваш воспитанник] должен делать только то, что хочет; но он должен хотеть только того, чего вы от него хотите». (Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочиения: в 2 т. М., 1981. Т.1. С.130.). Это так называемое свободное воспитание.

Слайд 16

Критика «частного интереса»

Итак, с одной стороны, естественно-правовая доктрина (Локк, Руссо), которая исходит

Критика «частного интереса» Итак, с одной стороны, естественно-правовая доктрина (Локк, Руссо), которая
из приоритета «естественного закона», «частного интереса» перед «искусственным законом», т.е. «государством».
С другой стороны: [само]критика «частного интереса»
Категорический императив Канта: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства» - т.е. долг против эвдемонизма, ибо это иллюзия, что, следуя императиву, человек должен быть счастлив