Слайд 2История – те изменения, которые переживало и переживает человечество с момента своего
возникновения.
Философия истории изучает общие закономерности и принципы исторического (общественного) развития.
Слайд 3Критерии общественного (исторического) прогресса
Количество и качество произведенных материальных и духовных благ и
соответствие их потребностям людей;
Уровень развития производительных сил и соотношение их с производственными отношениями (степень конфликта);
Уровень научно-технического прогресса;
Наличие или отсутствие негативных последствий (глобальных, локальных);
Слайд 4Качество политико-правовой системы, уровень обеспеченности прав и свобод;
Уровень демократизма и гуманизма (человек
– главная ценность);
Развитие духовной сферы общества;
Уровень социальной защиты граждан, гарантий получения образования, достойной работы и т.п.
Средняя продолжительность жизни (главный индикатор!).
Слайд 5Концепции развития истории
Циклическое развитие (представления древних цивилизаций)
Линейное развитие – история имеет начало
и конец, определенную направленность (христианская концепция истории, концепции Гегеля, Маркса, позитивистская –О.Конт и др.)
Многолинейное развитие (концепции локальных цивилизаций, концепция «осевого времени» К.Ясперса)
Слайд 6Циклические концепции истории
Наиболее распространены были в цивилизациях Древнего мира и сохранились в
представлениях таких религий, как индуизм и буддизм.
Индуизм: существует 4 эпохи (юги) – Сатья, Трета, Двапара и Кали-юга, которые отличаются по степени нравственной чистоты и продолжительности жизни, после чего цикл повторяется. Вся вселенная также воссоздается и разрушается в соответствии с великими космическими циклами.
Слайд 7Линейные концепции истории
Признают наличие у истории внутренней логики, направленности и конечной цели
развития.
Христианство: история человечества – движение от сотворения Богом и грехопадения до Судного дня (второго пришествия Христа), от «Града земного» к «Граду небесному» (Царству Бога).
Слайд 8Ж. Кондорсе: история – движение человеческого общества от несовершенного состояния ко всё
более совершенному, осуществляется благодаря развитию человеческого разума, прорывов в познании.
Гегель: история – закономерный процесс обретения человеком всё большей и большей свободы.
Слайд 94. Формационный подход К. Маркса
Общественно-экономическая формация - совокупность производственных отношений, уровня
развития производительных сил, общественных связей, политического строя на определенном этапе исторического развития.
Вся история рассматривается как закономерный процесс смены общественно-экономических формаций. Каждая формация является более высоким типом организации общества.
Слайд 10К. Марксом было выделено пять общественно-экономических формаций:
первобытнообщинная;
рабовладельческая;
феодальная;
капиталистическая;
Коммунистическая (социалистическая).
Переход от одной формации к
другой – осуществляется благодаря разрешению противоречий м/у базисом и надстройкой (см. лекцию по марксизму).
Слайд 11Конечная цель истории по Марксу, как и у Гегеля – торжество на
Земле разума и свободы (соответствует коммунистической формации).
Т.о., ход истории объясняется исключительно действием материального, экономического фактора.
Недостатки – не учитывание других факторов (культурных, национальных, спонтанных), излишняя схематичность, оторванность от специфики общества, линейность, неполное подтверждение практикой.
Слайд 125. Позитивистский подход
Автор – О. Конт и др..
В измененном, доработанном виде
(Э. Тоффлер, Д. Белл) имеет широкое распространение, особенно в западных странах.
Элвин Тоффлер (р.1928г.):
концепция «Третьей волны».
Общество в своем развитии проходит ряд стадий («волн»):
Слайд 13Традиционное общество (аграрный способ производства, феодальные отношения, авторитарное правление, традиционализм, консерватизм в
мышлении и поведении, главный регулятор – власть). Длилась тысячелетия;
Индустриальное общество (промышленный способ производства, демократия, капитализм, главный регулятор – богатство (деньги). Длилась менее 300 лет.
Слайд 14Постиндустриальное общество (= третья, информационно-компьютерная волна), современное общество.
Главная ценность и регулятор –
знания;
В экономике сфера услуг преобладает над производством товаров;
У власти – элита специалистов.
Высокая социальная мобильность.
Базой для деления общества на слои (страты) становится не собственность, а профессиональные различия, уровень образования.
Слайд 15Разрушаются старые общественные отношения (в т.ч. семейные);
Падение роли бюрократии и государственной власти;
Рост
электронных коммуникаций
Интеграция человечества в единое целое
Рождение особой ответственности, понимания угроз миру, безопасности, экологии.
Слайд 16Многолинейные концепции развития истории
История развития общества многовариантна, не существует единой схемы и
цели общественного развития.
Примеры:
концепции локальных цивилизаций (Шпенглер, Тойнби, Данилевский), концепция этногенеза Л. Гумилёва,
концепция «осевого времени» К. Ясперса.
Слайд 17Концепции локальных цивилизаций (культур)
Авторы – Шпенглер, Тойнби, Данилевский и др..
Главная идея: единой
истории человечества не существует. Это совокупность историй отдельных, локально существующих цивилизаций (культур), каждая из которых проходит собственные стадии эволюции от возникновения, через расцвет – к закату и умиранию.
Слайд 18Не западные цивилизации – не хуже и не лучше западной, они просто
ДРУГИЕ. С ними необходимо устанавливать диалог, а не подгонять под западные мерки.
Слайд 19Н. Данилевский (1822 - 1885)
Русский философ, социолог, предшественник концепций локальных цивилизаций XX
века.
Главный труд – «Россия и Европа».
«Культурно-исторический тип» - система культуры народа или близких по духу и языку народов.
Выделял ряд К.-И. типов: египетский, китайский, Вавилонский, греческий, Еврейский, славянский и т.д.
Слайд 20Некоторые закончили свое существование, другие – вступили в одну из фаз своего
развития.
Фазы развития К.-И. типов:
Бессознательная
П-д становления (государства, социальных институтов)
П-д расцвета
П-д упадка («апатии») и умирания.
Славянский КИТ, по Данилевскому, находится в стадии формирования.
Слайд 21Освальд Шпенглер (1880-1936)
Немецкий социальный философ, автор труда «Закат Европы».
Считал, что всемирная история
представлена существованием и сменой различных замкнутых в себе культур, которые рождаются, расцветают и умирают подобно живым организмам («биологическая» философия истории).
Выделял восемь Великих культур (Египетская, Вавилонская, Индийская, Китайская, Мексиканская, Античная, Арабская, Европейская (фаустовская)).
Слайд 22Каждая культура проходит этап зарождения, расцвета и упадка (стадию «цивилизации» - когда
духовный импульс исчезает и идет только развитие техники и организационных образований), после чего возвращается к стадии крестьянства, земледелия.
Период жизни каждой культуры приблизительно 1000 лет.
Слайд 23Признаки стадии «цивилизации» (упадка культуры) по Шпенглеру:
Массовая урбанизация населения (отток в
большие города)
Главной ценностью становятся деньги, имущество.
Бурное развитие техники
Резкое падение рождаемости
Европейская культура близится к своему закату. Русская (русско-сибирская, девятая) культура находится в процессе своего зарождения.
Слайд 24Арнольд Тойнби (1889-1975)
Английский историк и социолог, автор многотомного труда «Исследование истории».
Концепция локальных
цивилизаций:
Выделял Шумерскую, Вавилонскую, Эллинскую (Греческую), Китайскую, Индийскую, Исламскую, Христианскую и др. локальные цивилизации (более 30 шт.).
Слайд 25М/у некоторыми цивилизациями – отцовско-сыновьи связи (Пример: Др.Греческая – Православно-христианская русская и
т.д.).
Все цивилизации влияют друг на друга
Гибель цивилизации происходит тогда, когда утрачивается её культурно-творческое ядро и она становится неспособна ответить на очередной вызов современности.
Слайд 26К. Ясперс: «Осевое время»
К. Ясперс (1883-1969) – немецкий философ-экзистенциалист, психиатр.
Во 8
– 2 вв. до н.э. («осевое время»)в истории человечества произошел резкий интеллектуальный всплеск.
Именно в это время в Китае, Индии, Иране и Греции появились великие мыслители и идеи, заложившие фундамент и общие ценности современной цивилизации.
Благодаря этому возможно взаимопонимание м/у людьми, их объединение вне зависимости от их исторических, социальных, культурных корней.