Понятие истины

Содержание

Слайд 2

В лучах сознания истина предстает в собственной и живой форме знания. Извечна

В лучах сознания истина предстает в собственной и живой форме знания. Извечна
гармония истины и красоты. В глубокой древности египетские мудрецы в знак непогрешимости и мудрости носили золотую цепь с драгоценным камнем, называвшуюся истиной.

Слайд 3

- величайшая социальная и личная ценность. Она укоренена в жизни общества, играя

- величайшая социальная и личная ценность. Она укоренена в жизни общества, играя
в нем важную социальную и нравственно-психологическую роль. Ценность истины всегда неизмеримо велика, а время ее только увеличивает. Обычно истину определяют как соответствие знания объекту. Истина — это адекватная информация об объекте, получаемая посредством его чувственного или интеллектуального постижения либо сообщения о нем и характеризуемая с точки зрения ее достоверности.

Слайд 4

Таким образом

Истина существует не как объективная, а как субъективная, духовная

Таким образом Истина существует не как объективная, а как субъективная, духовная реальность
реальность в ее информационном и ценностном аспектах. Ценность знания определяется мерой его истинности. Другими словами, истина есть свойство знания, а не самого объекта познания. Не только совпадение знания с предметом, но и предмета с познанием. Истина предметна, ее нужно не только постичь, но и осуществить. Нужно создать предметный мир, соответствующий нашим понятиям о нем, нашим моральным, эстетическим, социально-политическим, экономическим потребностям и идеалам. Такое понимание истины открывает более тонкие и адекватные ее связи с Красотой и Добром, превращая их единство во внутреннее дифференцированное тождество.

Слайд 5

Понятие истины

Понятие истины относится к важнейшим в общей системе мировоззренческих проблем. Оно

Понятие истины Понятие истины относится к важнейшим в общей системе мировоззренческих проблем.
находится в одном ряду с такими понятиями, как "справедливость", "добро", "смысл жизни".
От того, как трактуется истина, как решается вопрос, достижима ли она, - зависит зачастую и жизненная позиция человека, понимания им своего назначения.

Слайд 6

Имеются разные определения истины:

Имеются разные определения истины:

Слайд 7

Современная трактовка истины, которую, разделяют большинство философов, включает в себя следующие моменты:

·

Современная трактовка истины, которую, разделяют большинство философов, включает в себя следующие моменты:
Во-первых, понятие "действительность" трактуется как объективная реальность, существующая до и независимо от нашего сознания, как состоящая не только из явлений, но и из сущностей, скрывающихся за ними, в них проявляющихся.

Слайд 8

 Во-вторых, в "действительность" входит также и субъективная действительность, познается, отражается в истине

Во-вторых, в "действительность" входит также и субъективная действительность, познается, отражается в истине также и духовная реальность.
также и духовная реальность.

Слайд 9

В-третьих, познание, его результат - истина, а также сам объект понимаются как

В-третьих, познание, его результат - истина, а также сам объект понимаются как
неразрывно связанные с предметно-чувственной деятельностью человека, с практикой; объект задается через практику; истина, т.е. достоверное знание сущности и ее проявлений, воспроизводима на практике.

Слайд 10

В-четвертых, признается, что истина не только статичное, но также и динамичное образование;

В-четвертых, признается, что истина не только статичное, но также и динамичное образование; истина есть процесс.
истина есть процесс.

Слайд 11

Эти моменты отграничивают диалектическо-реалистическое понимание истины от агностицизма, идеализма и упрощенного материализма.
Одно

Эти моменты отграничивают диалектическо-реалистическое понимание истины от агностицизма, идеализма и упрощенного материализма.
из определений объективной истины таково: истина - это адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящее познаваемый объект так, как он существует сам по себе, вне сознания.

Слайд 15

Критика конвенционализма, релятивизма и догматизма в понимании истины.

Существуют две крайние позиции в

Критика конвенционализма, релятивизма и догматизма в понимании истины. Существуют две крайние позиции
понимании отношения абсолютного и относительного моментов в истине. Догматизм преувеличивает значение устойчивого момента, релятивизм — изменчивой стороны каждой истины.

Слайд 16

Абсолютная истина

(абсолютное в объективной истине) - это полное, исчерпывающее знание о действительности,

Абсолютная истина (абсолютное в объективной истине) - это полное, исчерпывающее знание о
которое в границах конкретного этапа развития науки не уточняется и не дополняется, это идеал, который не может быть достигнут, хотя познание и приближается к нему, это элемент знаний, который не может быть опровергнут в будущем.

Слайд 17

Такая истина есть:

а) результат познания отдельных сторон изучаемых объектов (констатация фактов, что

Такая истина есть: а) результат познания отдельных сторон изучаемых объектов (констатация фактов,
не тождественно абсолютному знанию всего содержания данных фактов);
б) окончательное знание определенных аспектов действительности;
в) то содержание относительной истины, которое сохраняется в процессе дальнейшего познания;
г) полное, актуально никогда целиком не достижимое знание о мире и о сложноорганизованных системах.

Слайд 18

В применении к достаточно развитому научному теоретическому познанию абсолютная истина - это

В применении к достаточно развитому научному теоретическому познанию абсолютная истина - это
полное, исчерпывающее знание о предмете (сложноорганизованной материальной системе или мире в целом); относительная же истина - это неполное знание о том же самом предмете.

Слайд 19

Поиск надежного критерия идет в философии издавна. Рационалисты - Декарт и Спиноза

Поиск надежного критерия идет в философии издавна. Рационалисты - Декарт и Спиноза
- считали таким критерием ясность и отчетливость мыслимого. Вообще говоря, ясность годится как критерий истины в простых случаях, но критерий этот субъективен, а потому и ненадежен - ясным может представляться и заблуждение, особенно потому, что это мое заблуждение.

Слайд 20

Ясно то, что открыто для наблюдающего разума и с очевидностью признается таковым,

Ясно то, что открыто для наблюдающего разума и с очевидностью признается таковым,
не возбуждая сомнений. Пример такой истины — «квадрат имеет четыре стороны». Подобного рода истины — результат «естественного света разума». Как свет обнаруживает и себя самого, и окружающую тьму, так и истина есть мерило и себя самой, и заблуждения. Сократ первый увидел в отвлеченности и ясности наших суждений основной признак их истинности. Декарт утверждал, что все вещи, познаваемые нами ясно и отчетливо, и на самом деле таковы, как мы их познаем. Выдвинутый Декартом критерий истины, который он полагал в ясности и очевидности знания, во многом содействовал отчетливости мышления. Однако этот критерий не гарантирует надежности.