Содержание

Слайд 5

ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ СОЗНАНИЯ

ИДЕАЛИЗМ

Солипсизм - крайний взгляд на природу сознания, согласно которому

ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ СОЗНАНИЯ ИДЕАЛИЗМ Солипсизм - крайний взгляд на природу сознания,
сознание индивида - единственная достоверная реальность, а - материальный мир - его порождение (субъективный идеализм - Беркли, Юм, Фихте и др.)
Объективный идеализм признает наличие как сознания, так и материи, однако сознанию отводит первичную (творческую) роль и рассматривает его в отрыве от личности индивида как часть "мирового сознания: Платон, Гегель

МАТЕРИАЛИЗМ

Физикализм: крайне материалистический подход к проблеме сознания, согласно которому сознания как самостоятельной субстанции не существует, оно есть порождение материи и объяснимо с точки зрения физики и других естественных наук.
Вульгарный материализм. К. Фохт: «Мозг выделяет мысль, как печень - желчь», Л. Бюхнер, Я. Малешот
Современный западный физикализм: Д. Деннет, Дж. Серл
Диалектический материализм считает сознание особым проявлением материи, способностью высокоорганизованной материи отражать саму себя (хотя и признает за ним качество идеальности): К. Маркс, Ф. Энгельс, советская философия

Слайд 6

ВОПРОС О ПРОИСХОЖДЕНИИ СОЗНАНИЯ

сознание имеет космическое (либо божественное) происхождение: теория монад (монадология)

ВОПРОС О ПРОИСХОЖДЕНИИ СОЗНАНИЯ сознание имеет космическое (либо божественное) происхождение: теория монад
- первоначально выдвинута Лейбницем, развита Даниилом Андреевым, теория Шардена, теория Толбета, гилозоизм
сознание присуще всем живым организмам
сознание - свойство исключительно человеческое

Слайд 8

МОЗГ ЧЕЛОВЕКА

* 15-160 МИЛЛИАРДОВ НЕЙРОНОВ
* 2% МАССЫ ТЕЛА
* ПОТРЕБЛЯЕТ 20 %

МОЗГ ЧЕЛОВЕКА * 15-160 МИЛЛИАРДОВ НЕЙРОНОВ * 2% МАССЫ ТЕЛА * ПОТРЕБЛЯЕТ
ЭНЕРГИИ
* Для создания мозга у человека и других млекопитающих предназначено более половины генов в составе генома (загадка нейроэволюции)

Слайд 10

ТЕОРИЯ ОТРАЖЕНИЯ

Ключевые понятия теории отражения:
отражение - это способность материальных объектов

ТЕОРИЯ ОТРАЖЕНИЯ Ключевые понятия теории отражения: отражение - это способность материальных объектов
оставлять в себе следы других материальных объектов при взаимодействии с ними.
раздражимость - простейшая форма биологического отражения - реак­ция живых организмов (даже растений) на предметы и явления окру­жающего мира (живого и неживого). Пример - высыхание, сворачива­ние листьев на жаре, изменение ими формы (возвращение в прежнее положение) после дождя, движение подсолнуха "за Солнцем;
чувствительность - следующая, более высокая форма биологического отражения - способность живых организмов отражать окружающий мир в виде ощущений;
психическое отражение - систематизация, осмысление ощущений, спо­собность живых организмов (животных, особенно высших) моделиро­вать поведение в целях приспособления к окружающей среде, многовариантно реагировать на возникающие стандартные и нестандартные ситуации, находить из них правильный выход;
сознательная форма отражения.

Слайд 11

СОЗНАНИЕ — это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга,

СОЗНАНИЕ — это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция
заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в пред­варительном мысленном построении действий и предвидении их результа­тов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека за счет рефлексии. (А.Г. Спиркин)

Слайд 13

ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ (ИСТОЧНИКИ)СОЗНАНИЯ:

высшая нервная система человека, его мозг
внешнепредметная реальность, окружающий человека

ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ (ИСТОЧНИКИ)СОЗНАНИЯ: высшая нервная система человека, его мозг внешнепредметная реальность, окружающий
мир (отображается в сознании в форме идеальных образов)
социокультурная среда (формирует идеалы, ценности, принципы, нормы в сознания)
личный опыт индивида, его внутренний духовный мир

Слайд 15

Структура сознания (по А. В. Иванову)

Сектор (I) - сфера телесно-перцептивных способностей и получаемого на

Структура сознания (по А. В. Иванову) Сектор (I) - сфера телесно-перцептивных способностей
их основе знания (ощущения, восприятия и конкретные представления, с помощью ко­торых человек получает первичную информацию о внешнем мире, о своем собственном теле и о его взаимоотношениях с другими телами). Главная цель и регулятив - полезность и целесообразность поведения человеческого тела в мире окружающих его природных, социальных и человеческих тел.
Сектор (II) - логико-понятийные компоненты созна­ния. Человек выходит за пределы непосредст­венно чувственно данного в сущностные уровни объектов; это сфера общих понятий, аналитико-синтетических мыслительных операций и жестких логических доказательств. Главная цель и регулятив - истина.
I и II сектора - внешнепознавательная (или внешнепредметная) составля­ющая сознания

Слайд 16

Структура сознания (по А. В. Иванову)

Сектор III - эмоциональная компонента сознания. Она лишена непосредственной

Структура сознания (по А. В. Иванову) Сектор III - эмоциональная компонента сознания.
связи с внешним предметным миром. Сфера личностных, субъективно-психологических переживаний, вос­поминаний, предчувствий по поводу ситуаций и событий, с которыми сталкивался, сталкивается или может столкнуться человек. (инстинктивно-аффектные состояния (неотчетливые пережи­вания, предчувствия, смутные видения, галлюцинации, стрессы); эмоции (гнев, страх, восторг и т.д.); чувства, отличающиеся большей отчетливостью, осознанностью и наличием образно-визуальной составляющей (наслаждение, отвращение, любовь, ненависть, сим­патия, антипатия и т.д.)). Главный регулятив и цель - то, что 3. Фрейд назвал "принципом удовольствия".
Сектор IV - ценностно-мотивационная (или ценностно-смысловая) компонентта. Высшие мотивы дея­тельности и духовные идеалы личности, способности к их формированию и творческому пониманию в виде фантазии, продук­тивного воображения, интуиции различных видов. Цель и регуляти­в - красота, правда и справедливость, т. е. ценности как формы согласования пред­метной действительности с нашими духовными целями и смыслами. III и IV сектора образуют ценностно-эмоциональную (гуманитарную в самом широком смысле) составляющую нашего сознания, где в качестве предмета познания выступают собственное "я", другие "я", а также продукты их творческой самореализации в виде гуманитарно-симво­лических образований (художественных и философско-религиозных текстов, произведений музыки, живописи, архитектуры). При этом внешнепознавательная составляющая сознания оказывается здесь ре­дуцированной и подчиненной его "правой половинке". 
Имя файла: soznanie.pptx
Количество просмотров: 70
Количество скачиваний: 0