Слайд 2Русская правда является первым сводом законов Древней Руси, который был издан Ярославом

Мудрым предположительно в 1015–1054 гг.
Слайд 3В ходе истории содержание Русской правды претерпело значительные корректировки. Так после смерти

Ярослава Мудрого его сыновья внесли изменения в этот труд и назвали его «Правда Ярославичей» (60-е гг. X в). В дальнейшем Русская правда неоднократно переписывалась и дополнялась. На сегодняшний день известны 106 списков Русской правды, составленные за период 13-17 веков. Принято считать, что Русская правда имеет три редакции – краткую, расширенную и сокращённую, каждая из которых отображает конкретные этапы развития общественных отношений в древнерусском государстве.
Слайд 4Русская правда главным образом регулировала вопросы уголовного права. Однако её положения касались

также вопросов семейно-брачных отношений, наследственных споров и правового положения различных слоёв населения.
Слайд 5Со времён введения христианства на Руси произошла замена языческих представлений о преступлении

и наказании на новые, продиктованные древними христианско-византийскими правовыми нормами. Преступление в Русской правде формулировалось теперь не как нарушение действующего закона, а как обида – причинение ущерба (морального, материального или физического) конкретному лицу или группе лиц. За «обиду» виновный обязан был выплатить пострадавшему определённую материальную компенсацию.
Слайд 6Наиболее ярко это новшество проявило себя в трактовке законов, определявших наказание за

убийство. Суть правовых изменений заключалась в последовательном преобразовании обычая кровной мести. На первых порах Русская правда ограничивала допускаемый круг мстителей, а затем полностью запретила убивать виновного (Правда Ярославичей), но позволяла родственникам убитого пользоваться денежной компенсацией с его стороны. Побои, оскорбления и членовредительство также полагалось компенсировать материальным способом. Подобные нововведения позволяли расширить правовые полномочия государства на личность преступника и его имущество.
Слайд 7В статьях Русской Правды прослеживается чёткое разграничение правового статуса различных групп населения,

что позволяет получить достаточно полное представление о социальной структуре древнерусского общества и его классовом разделении.
Слайд 8В наше время этот свод законов древнерусского государства является важнейшим источником изучения

государственного уклада Киевской Руси, её социальных и правовых норм. Кроме того, этот древний источник представляет большой интерес для литературоведов.