Слайд 2Термин
Бытие — это фундаментальная категория философского дискурса, которая фиксирует основу существования (для мира
в целом или для любой разновидности существующего). Понятие «бытие» концептуализирует наличие предметов и явлений, а не содержательный их аспект и может пониматься как синоним понятий «существование» и «сущее».
Слайд 3Начало
Впервые понятие “бытие” как специфическую категорию для обозначения существующей реальности использует древнегреческий
мыслитель Парменид.
Понятия бытие и небытие в своём происхождении восходят к рассуждениям этого древнегреческого философа.
Парменид впервые обращает внимание
на такой аспект всякого сущего как бытие.
Есть сущее и есть существование этого сущего,
которое и называют бытием. Небытия, «ничто»
(того, что не существует) нет.
Слайд 4Первые попытки разрешения проблемы источника существования того, что есть, отмечаются в мифологиях, религиях,
в натурфилософии первых философов. Философия как таковая ставит целью прежде всего нахождение подлинного бытия и его осмысление. Наукообразная философия идёт по пути определения понятия бытия и его места в структуре знания, а также выделяет уровни и типы бытия как объективного существования. Вопросы бытия также ставил перед собой древнегреческий философ Аристотель, в частности в своих произведениях.
Слайд 5«Вопрос, который издревле ставился и ныне постоянно ставится и доставляет затруднения, — вопрос о том, что
такое сущее» (Аристотель, «Метафизика»).
Слайд 6В зависимости от того, как тот или иной мыслитель, школа или направление трактует
вопрос о бытии, его связи с познанием, с природой (физика) и смыслом человеческого существования (этика), определяется общая ориентация данного направления. В разные культурно-исторические эпохи формировался особый язык для выражения разных определений бытия. Понятия «сущее», «сущность», «существование», «субстанция» (см. Субстанция) производны от «бытия» и представляют собой его различные аспекты. Но при этом существовали и устойчивые традиции.
Слайд 7Так, классифицирующий анализ бытия у Аристотеля до настоящего времени служит примером для всякого наукообразного
подхода к бытию. Этот подход оказался определяющим для философии не только эпохи эллинизма и Средних веков, но сохранился вплоть до XVII и начала XVIII века.
Слайд 8Бытие, согласно Пармениду, едино и вечно, а потому неподвижно и неизменно, — характеристики, противоположные тем, какими
наделены вещи чувственного мира, мира мнения, — множественные, преходящие, подвижные, изменчивые. Впервые в истории философского мышления элеаты противопоставили бытие как нечто истинное и познаваемое чувственному миру как всего лишь видимости («мнению»), который не может быть предметом подлинного знания.
Слайд 9В понятии бытия, как его осмыслили элеаты, содержится три важных момента:
Бытие есть,
а небытия нет.
Бытие едино, неделимо.
Бытие познаваемо, а небытие непостижимо.
Слайд 10Атомы и пустота
Предыдущие 3 принципа по-разному были интерпретированы Демокритом, Платоном и Аристотелем. Пересмотрев
тезис элеатов о том, что бытие едино, Демокрит мыслит бытие как множественное — атомы, а небытие — как пустоту. Но при этом он оставил в силе главные тезисы элеатов — бытие есть, а небытия нет, бытие познаваемо, а небытие непостижимо.
Слайд 11Мнение Плотина
Неоплатоническое понимание бытия восходит к Плотину. Согласно ему, бытие в качестве условия предполагает
сверхбытийное начало, стоящее по ту сторону бытия (τὸ επέκεινα τῆς οὐσίας), а стало быть, и познания. Это начало он называет Единым (τὸ ἕν) и благом (τὸ ἀγαθόν). Только бытие может быть мыслимо;
то, что выше бытия (Единое), и то,
что ниже его (беспредельное),
не могут быть предметом мысли,
так как «ум и бытие — одно и то же»
(«Эннеады» V, 4, 2), — говорит Плотин,
воспроизводя исходный тезис Парменида.