Слайд 2Цивилизация Древнего Вавилона принадлежит к одной из древнейших мировых культур. При этом
изучение Древнего Вавилона представляет не только сугубо историческое, но и религиоведческое, культурологическое, социальное значение. Наследие Вавилона оказало огромное влияние и на развитие большинства направлений христианства, которое вобрало в ходе исторического процесса весьма многие положения его философии и религии среди которых, в частности: соединение церкви и государства, соблюдение дня солнца — первого дня недели, институт жрецов и священников, как необходимых посредников между небом и человеком, строгое соблюдение религиозных обрядов, как залог спасения, поклонение и обоготворение людей, роскошная храмовая служба, подавляющая человека, заученные молитвы и составление специальных сборников молитв, паломничества к святым местам
Слайд 4В Древнем Вавилоне первоначально существовало два класса врачей. Это были жрецы, выполнявшие,
в том числе, и функции врачей, и придворные врачи, хотя и в их методах лечения, как мы увидим ниже, магический элемент был одним из ведущих.Причем, первый класс врачей был, во-первых, на- много более обширным, чем второй, пользуясь всегда наибольшим уважением и влиянием, а во-вторых, он со временем фактически полностью нивелировал светскую медицину, вообще как таковую, вместе с придворными врачами
Слайд 5Будущие врачи получали свое медицинское образование или, точнее будет сказать, медицинские представления,
в жреческих школах, где оно преподноси- лось в неразрывной связи, как и подобает собственно жреческим школам, готовящих, в первую очередь, не врачей, а жрецов, в контексте религии Древнего Вавилона. Специальных медицинских школ в Древнем Вавилоне не существовало. При этом врачи-жрецы занимались, в основном, лечением только болезней внутренних органов. Одновременно с этим, в текстах, относящихся особенно к эпохе Ново-Вавилонского царства, упоминаются врачи, специализирующиеся на лечении заболеваний глаз, и даже имеется единичное упоминание о женщине враче, лечившей женские болезни
Слайд 6В Древнем Вавилоне до середины I тыс. до х.э. существовало два основных
направления лечения: ашипуту (в переводе с аккадского языка — искусство заклинания), которым занимались ашипу (заклинающие) и асуту (в переводе с аккадского языка — искусство врачевания).
Ашипу, бывшие жрецами, учили, что болезнь вызывается в подавляющем случае демонами, и только лишь изредка вследствие лихорадки . Параллельно с ашипу в ранний период истории Вавилона существовали и врачеватели асу. Они связывали болезни не только с потусторонними силами, но и с естественными причинами, и потому в их текстах весьма немного упоминаний о демонах
Слайд 8Хирурги Древнего Вавилона не только не были жрецами, но вообще не были
врачами, принадлежа к классу ремесленников.
Примечательно, что древнейший свод законов Древнего Вавилона, относящийся к правлению царя Хаммурапи (1792—1750), весьма подробно регламентирует работу хирургов, приписывая им весьма крупные вознаграждения в случае удачных операций и одновременно с этим весьма тяжкие, неадекватные по своей жестокости наказания в случае неудачи при операциях, и в то же время вообще ничего не говорит о деятельности врачей-жрецов, лечивших заболевания внутренних органов.
Слайд 9Основной чертой медицины Древнего Вавилона была полная зависимость ее от религии, и
потому все медицинские понятия, как практического, так и теоретического плана имели под собой религиозный контекст. Учитывая же, что в религии Вавилона центральное место занимали астрология и магия, то именно они и определяли развитие всей вавилонской медицины, начиная от общих понятий и заканчивая методами профилактики и лечения. «Анатомические знания не получили в Двуречье значительного развития. Вавилонская религия, запрещавшая вскрытие трупов умерших, сильно тормозила изучение человеческого организма. Те крохи анатомических знаний, которыми располагали древневавилонские медики, основывались на случайных и отрывочных сведениях, полученных на поле боя при оказании помощи раненым, а также на исследованиях животных, которых приносили в жертву богам.
Слайд 10Методы лечения заболеваний
1.Уничтожение изображения злого духа
2. Применение различных волос
3. Заклинания
4. Лечение, согласно
астрологическим данным
5. Лечение, согласно данным гадания
6. И др.
Слайд 11Уничтожение изображения злого духа
Имея магию краеугольным камнем своей религии и понимания заболевания,
вавилоняне, следуя ее учению, применяли, в первую очередь, следующий метод лечения заболеваний. Вавилоняне и ассирийцы «делали изображения из глины, асфальта, муки, воска или дерева, представляющие собою нечистого духа, волшебника или ведьму; потом их замарывают, уничтожают, сжигают, бросают в реку, закапывают под дверным порогом или относят на кладбище.
Слайд 12Применение различных волос
Вавилоняне, как и многие древние народы, приписывали волосам особую магическую
силу и полагали, что их сочетание является одним из мощных целебных средств. Поэтому в их «лечебной рецептуре» много рецептов с использованием волос. Один из таких рецептов предписывал следующее: «Возьми 7 лоскутов крашеной шерсти, волос с правого бока осла, волос с левого бока ослицы, волос с осленка, волос с белого поросенка, дорожного жука, пучок черных волос с правой стороны задних ног осла и комок земли с сохи, завяжи тремя узелками и положи все это вокруг шеи».
Слайд 13Заклинания
Они играли одно из центральных мест в лечении, которое осуществляли вавилонские врачи-жрецы.
«Вавилонянин находился под постоянным страхом демонов, в то же время он чувствовал свои обязанности по отношению к богам и своему доброму гению. Жрецы спасали его от первых, сближали и примиряли со вторыми.
Слайд 14Лечение, согласно астрологическим данным
Учитывая, что астрология занимала одно из центральных мест в
религии вавилонян, ни одно дело вавилоняне не начинали без проведения астрологического прогноза. Это, безусловно, касалось и медицины. Поэтому начало лечения, назначение дня для операции, назначение дня даже для родов вавилоняне проводили согласно астрологическому календарю, в котором на основании расположения небесных светил выделялись счастливые и несчастливые дни
Слайд 15Лечение, согласно данным гадания
Гадания являлись важной составной частью вавилонской религии, а, значит,
и жизни каждого вавилонянина. Перед началом каких-либо дел вавилоняне, парал- лельно с астрологией, проводили гадания, преиму- щественно на печени животных. Именно по этим данным вавилонские врачи проводили и прогноз за- болевания
Слайд 16Выводы
1.Показано, что медицина Вавилона всецело базировалась на магических и религиозных представлениях, которые
определяли как ее философские основы, так и практическую сторону деятельности.
2. Показано, что медицинские научные начатки, имевшие место в древнейший период истории Вавилона, были в конце концов подавлены грубыми магическими и суеверными представлениями, что привело к регрессу развития вавилонской медицины.
3. Установлено, что регресс развития медицинской науки в Вавилона находился в прямой и параллельной взаимосвязи с отходом от первоначальных монотеистических представлений, имевших место у древних шумеров, вавилонян, ассирийцев, к политеизму и магии, ставших центральными в религиозных представлениях вавилонян, и предопределившими полный регресс и деградацию развития медицинской науки.