Слайд 2Протезирование — замена утраченных или необратимо повреждённых частей тела искусственными заменителями — протезами. Протезирование
представляет собой важный этап процесса социально-трудовой реабилитации человека, утратившего конечности, или страдающего заболеваниями опорно-двигательного аппарата.
Протезированиe является смежной дисциплиной между медициной и техникой, тесно связано с ортопедией, травматологией, восстановительной хирургией и др. Хотя протезирование как отдельная дисциплина отделилась в XIX веке, сведения о нём встречаются ещё в древние времена — у греческого историка Геродота, римского историка Плиния и других.
Слайд 3История протезирования
Древних египтян с уверенностью можно назвать первопроходцами в сфере ортопедии. Их
протезы были примитивными, можно сказать, рудиментарными, изготовленными на тканевой основе. Люди носили их не столько из-за функциональности и пользы, сколько из эстетических соображений, чтобы таким образом скрыть свой дефект.
Одна из уникальных находок в виде функционального протеза большого пальца был обнаружена там же, в древнем Египте. Период создания протеза учёные датировали примерно с 950 по 710 гг. до новой эры. Деревянный палец имел две части, фиксируемые друг к другу с помощью кожаной нити. Для фиксации в дереве просверлили несколько отверстий, а сам протез крепили к ноге той же нитью из кожи.
Слайд 4Во время археологических раскопок на территории Италии (г. Калуя, 1858 г.) учёные
обнаружили первую искусственную ногу. Она изготовлена примерно в 300 году до новой эры. Материалами для её изготовления служили железо и бронза, а предназначен был этот протез для ношения ниже колена.
Древнегреческая история, благодаря Геродоту, сохранила реальное повествование о том, как один персидский предсказатель, будучи приговорённым к смертной казни в 424 г. до новой эры, отпилил себе ногу чтобы сбежать, и сам изготовил для себя протез из дерева. С его помощью он прошёл около 50 километров и скрылся от своих преследователей.
Слайд 5В период «тёмных веков» (476-1000 гг.) люди научились создавать более сложные конструкции
протезов по сравнению с примитивным ручным крюком или ногой из дерева. Конечно, основная функция любого протеза в те времена была эстетической, с целью сокрытия уродств или травм. Рыцари успешно использовали ручные протезы, держа ими щиты, а ножные протезы крепили к стременам. В то время протезирование могли себе позволить только представители знати: для бедных людей оно попросту было недоступным.
Кто занимался изготовлением протезов в старинные времена? Это была сфера деятельности оружейников и торговцев, а также часовщиков, которые постепенно добавляли к конструкциям более сложные функции, выполняемые пружинами и зубчатыми колёсами.
Слайд 6В эпоху Возрождения (с 1400 г.) появились новые направления в искусстве, медицине
и философии. Не стало исключением и протезирование, поскольку войны велись всегда и потери конечностей у солдат были обычным явлением. Однако совершенствование происходило очень медленно. Только в начале XVI века Гетц фон Берлихинген, известный наёмник из Германии, смог использовать пару «высокотехнологичных» по тем временам ручных протезов (у него не было правой руки, он потерял её в ходе сражения при Ландсхуте). Берлихинген управлял протезами, используя пружины, подвешенные на кожаные ремни
Слайд 7В 1696 году Питером Вердайном был разработан ножной протез, предназначенный для фиксации
ноги ниже колена. Именно он послужил основой для современных технологий суставного протезирования и изготовления корсетов. В начале XIX века англичанином Джеймсом Поттсом изобретён протез на основе стержня из дерева. Коленный сустав Поттс сделал из прочной стали, а сама нога была на шарнирах и фиксировалась к колену и лодыжке нитями из кетгута.
Позже этот протез стали называть «нога Англси», в честь маркиза, который лишился ноги, сражаясь при Ватерлоо. Чуть позже такая конструкция была привезена Уильямом Селфо в Америку, поэтому вскоре получила ещё одно название: «нога Селфо».
Слайд 8«Анатомическая нога доктора Блая» была вскоре изобретена врачом Дугласом Блаем, получившим патент
на своё изобретение. Оно оказалось действительно функциональным и успешным на фоне других. В 1863 году Дюбуа Пармли становится создателем ещё более совершенного протеза. Его конструкция содержала следующие элементы:
-присоску
-полицентрическое колено
-большое количество шарнирных соединений
-шарнирные суставы в колене и лодыжке
Слайд 9Создание протеза
Специалисты начинают свою работу с консультации, в ходе которой выясняют причину
ампутации, проводят осмотр пациента, определяют его потребности и цели использования протеза, а также выявляют наличие сопутствующих заболеваний, которые могут препятствовать длительному ежедневному использованию протеза. Но главное - понимают мотивацию человека пользоваться протезом, кто-то хочет использовать протез в эстетических целях, кто-то вести активный образ жизни, а кто-то заниматься профессиональным спортом. На консультации специалист составляет комплектацию протеза, определяет способ его крепления в зависимости от состояния культи пациента, наличия аллергических реакций на материалы, состояния мышечного тонуса ампутированной конечности и т.д. В случае применения силиконового чехла специалист выбирает необходимую модель, учитывая толщину силиконового слоя, наличие или отсутствие текстильного покрытия, метод фиксации. Также возможно изготовление индивидуального силиконового лайнера по слепку с культи пациента.
Слайд 10Слепок снимается с культи пациента при помощи гипсовых бинтов. Проводится тщательное моделирование
слепка с культи пациента с потенциальной разгрузкой проблемных участков. Полученная форма называется «негатив». «Негатив» заполняется гипсовым раствором, после застывания материала получается «позитив». Далее идет ручная обработка «позитива» с учетом всех необходимых требований, размеров культи, физиологии и биомеханики человека.
Слайд 11После подготовки позитива культеприемной гильзы производится изготовление пробной гильзы. Материал может быть
различным. Задача пробной гильзы добиться максимального совпадения параметров культи, чтобы пациент не чувствовал избыточного давления, и в тоже время, чтобы гильза не была слишком свободной, максимально соответствовала форме и размерам культи. После чего производится предварительная сборка протеза с пробной гильзой, с учетом технических характеристик применяемых комплектующих и индивидуальных физиологических и биомеханических особенностей человека.
Слайд 12Затем начинается примерочный этап: высота протеза регулируется, проверяется точность собранной схемы протеза,
как в статике, так и в динамике, тестируется сама гильза. Начинается обучение пользованию изделием под контролем реабилитолога, техника-ортопеда, врача травматолога-ортопеда. После того, как специалисты будут убеждены, что пациент может самостоятельно одеть протез и уверенно ходить, изделие отдается пациенту в пробную носку сроком до семи дней, а параллельно проходят уроки ходьбы под руководством реабилитолога. Период пробного пользования протезом позволяет протестировать изделие в естественных повседневных условиях, а не только в зале реабилитации, и при необходимости откорректировать настройки протеза.
После окончания пробной носки пациент обговаривает с техником недочеты, выявленные в режиме тестового использования изделия. Затем протез отдают технику-протезисту для окончательной доработки.
Слайд 13После достижения максимального комфорта в культеприемной гильзе, выставляется нужная схема сборки протеза,
проводится изготовление постоянной гильзы, на которой пациенту предстоит ходить. По желанию специалисты могут сделать гильзу натурального или яркого цвета, а могут воплотить на ней изображение любимого героя. Для большего комфорта возможно изготовление вкладных гильз из эластичного пластика различной толщины и гибкости. Кроме того, в наше время применяют современную систему крепления протеза – ВОА, которая позволяет, не снимая изделие, в любое время отрегулировать плотность прилегания гильзы к культе в диапазоне от 0 до 2,0 см. Использование системы ВОА очень удобно в повседневной жизни, например, при отеке конечности. Последним этапом в протезировании считается изготовление косметической оболочки по желанию пациента. Косметическая оболочка закрывает все металлические части протеза. Она полностью повторяет форму здоровой конечности и со стороны не всегда можно определить, что вы используете протез.