Презентация на тему философия тождества

Содержание

Слайд 2

Философия тождества

есть средоточие мировоззрения Шеллинга, обусловливающее собой его мистическое завершение. Вместе с

Философия тождества есть средоточие мировоззрения Шеллинга, обусловливающее собой его мистическое завершение. Вместе
тем это самый туманный и малопонятный отдел его философии. Попытка связать и объединить основные идеи величайших философов в одно целое могла быть осуществлена лишь под покровом чрезвычайной абстракции и при помощи блуждающих понятий «субъект-объекта», «идеально-реального» и т. п.

Слайд 4

В основе природы действительно лежит познание, но не относительное, человеческое, а абсолютное

В основе природы действительно лежит познание, но не относительное, человеческое, а абсолютное
познание или, точнее, самопознание. В нём вполне уничтожается различие объективного и субъективного, идеального и реального, а потому это познание есть вместе с тем абсолютное тождество. Шелинг называет его также Разумом и Всеединством (All-Eine). Оно есть вместе с тем вполне законченное, вечное и бесконечное целое. Весь мир конечных вещей имеет свой источник в этом абсолютном тождестве, из недр которого он развивается в непрерывном самотворческом процессе.

Слайд 5

Развитие мира идет по степеням дифференцирования объективного и субъективного.

Объективное и субъективное присуще

Развитие мира идет по степеням дифференцирования объективного и субъективного. Объективное и субъективное
всем конечным вещам, как необходимые факторы. Они относятся друг к другу как взаимно отрицательные величины, а потому увеличение одного связано с уменьшением другого. Сущность каждой конечной вещи всецело определяется преобладанием того или другого фактора. Все конечные вещи образуют различные формы или виды обнаружения абсолютного тождества, содержащие определенные степени субъективного и объективного. Эти виды Шеллинга называет потенциями.

Слайд 6

Мир есть градация потенций.

Каждая потенция представляет в мире необходимое звено.
Шеллинг различает

Мир есть градация потенций. Каждая потенция представляет в мире необходимое звено. Шеллинг
два основных ряда потенций:
один, с преобладанием субъективного, имеет идеальный характер,
другой, с преобладанием объективного, — реальный.
Оба ряда в своей абсолютной величине совершенно одинаковы, но противоположны по возрастанию факторов идеального и реального. Шеллинг схематизирует эти ряды в виде двух противоположно направленных линий, исходящих из пункта безразличия; на концах этих линий помещаются полюсы объективного и субъективного обнаружения. В этом построении легко открыть излюбленную Шеллинг схему магнита.

Каждая потенция есть обнаружение вечных идей абсолютного; последние относятся к первым, как natura naturans к nature naturata.

Слайд 7

Идеи, как вечные единства в недрах абсолютного, Шеллинг уподобляет монадам.

В понятиях идеи-монады-потенции,

Идеи, как вечные единства в недрах абсолютного, Шеллинг уподобляет монадам. В понятиях
объединённых высшим принципом абсолютного тождества, Шеллинг пытается совместить философию Платона, Лейбница и Спинозы со своей натурфилософией. Весьма естественно, что философия тождества, представляя синтез идей трёх названных философов, являлась в то же время возобновлением мировоззрения Бруно, бывшего исторической ступенью от Платона к Спинозе и Лейбницу.

Слайд 8

Диалог «Бруно»

В честь его Шеллингом написан диалог «Бруно», представляющий видоизменение системы тождества,

Диалог «Бруно» В честь его Шеллингом написан диалог «Бруно», представляющий видоизменение системы
изложенной первоначально more geometrico в «Darstellung meines Systems der Philosophie». В «Бруно» принцип тождества характеризуется с несколько иных точек зрения. Совпадение идеального и реального в абсолютном приравнивается единству понятия и созерцания. Это высшее единство есть идея или мыслящее созерцание; в нём совмещаются общее и частное, род и индивидуум.

Слайд 9

Тождество созерцания и понятия есть вместе с тем тождество красоты и правды,

Тождество созерцания и понятия есть вместе с тем тождество красоты и правды,
конечного и бесконечного. Бесконечное или, что то же, абсолютное тождество представляет у Шеллинга идейное целое, лишенное какой бы то ни было дифференциации, но вместе с тем являющееся источником всего дифференцированного. Это та пучина бытия, в которой теряются всякие очертания и к которой относится насмешливое замечание Гегеля, что в ней все кошки серы.