Виды графов. Тема 4.2

Содержание

Слайд 2

Контрольные вопросы

Виды графов: простой, полный, псевдограф, мультиграф.
Эйлеров и гамильтонов графы.
Методика проверки графа

Контрольные вопросы Виды графов: простой, полный, псевдограф, мультиграф. Эйлеров и гамильтонов графы.
на эйлеровость.
Деревья и их свойства.
Кодирование Пруффера для деревьев с пронумерованными вершинами

Слайд 3

Неориентированный граф называется простым, если он не имеет петель и любая пара

Неориентированный граф называется простым, если он не имеет петель и любая пара
вершин соединена не более чем одним ребром.
Простой граф называется полным, если каждая пара вершин соединена ребром

Простой граф

Полный граф

Виды графов

Слайд 4

Псевдограф и мультиграф

Граф называется псевдографом, если в нем допускаются петли и кратные

Псевдограф и мультиграф Граф называется псевдографом, если в нем допускаются петли и
ребра, т.е. две вершины могут быть соединены более чем одним ребром.
Псевдограф без петель называется мультиграфом.

Слайд 5

Путь, цепь, цикл

Цепь – путь по вершинам и ребрам, включающий любое ребро

Путь, цепь, цикл Цепь – путь по вершинам и ребрам, включающий любое
графа не более одного раза.
Цикл – цепь, начальная и конечная вершины которой совпадают. Граф с циклом называют сетью.

Приведите примеры цепи и цикла.

Слайд 6

Эйлеровы графы

Бывший Кенигсберг, ныне Калининград, расположен на реке Прегель. А пределах города

Эйлеровы графы Бывший Кенигсберг, ныне Калининград, расположен на реке Прегель. А пределах
река омывает два острова. С берегов на острова были перекинуты мосты. Старые мосты не сохранились, но осталась карта города, где они изображены. Жители города предлагали приезжим следующую задачу: пройти по всем мостам и вернуться в начальный пункт, причём на каждом мосту следовало побывать только один раз.

Слайд 7

Прогуляться по городским мостам предложили и Эйлеру. После безуспешной попытки совершить нужный

Прогуляться по городским мостам предложили и Эйлеру. После безуспешной попытки совершить нужный
обход, он начертил упрощённую схему мостов. Получился граф, вершины которого – части города, разделённые рекой, а рёбра – мосты. В итоге он доказал общее утверждение: для того, чтобы можно было обойти всё рёбра графа по одному разу и вернуться в исходную вершину, необходимо и достаточно выполнение двух условий: Из любой вершины графа должен существовать путь по его рёбрам в любую другую вершину (граф должен быть связным); Из каждой вершины должно выходить чётное количество рёбер.

Слайд 8

Методика нахождения эйлерова цикла в эйлеровом графе

Методика нахождения эйлерова цикла в эйлеровом графе

Слайд 9

ПРИМЕР

ПРИМЕР

Слайд 10

Гамильтоновы графы

амильто́нов граф — граф, содержащий гамильтонов цикл[1]. При этом гамильтоновым циклом является

Гамильтоновы графы амильто́нов граф — граф, содержащий гамильтонов цикл[1]. При этом гамильтоновым
такой цикл (замкнутый путь), который проходит через каждую вершину данного графа ровно по одному разу[2]; то есть простой цикл, в который входят все вершины графа.
Также с гамильтоновым графом тесно связано понятие гамильтонова пути, который является простым путём (путём без петель), проходящим через каждую вершину графа ровно один раз[1]. Гамильтонов путь отличается от цикла тем, что у пути начальные и конечные точки могут не совпадать, в отличие от цикла. Гамильтонов цикл является гамильтоновым путём.
Гамильтоновы путь, цикл и граф названы в честь ирландского математика У. Гамильтона, который впервые определил эти классы, исследовав задачу «кругосветного путешествия» по додекаэдру. В этой задаче вершины додекаэдра символизировали известные города, такие как Брюссель, Амстердам, Эдинбург, Пекин, Прага, Дели, Франкфурт и др., а рёбра — соединяющие их дороги. Путешествующий должен пройти «вокруг света», найдя путь, который проходит через все вершины ровно один раз[3]. Чтобы сделать задачу более интересной, порядок прохождения городов устанавливался заранее. А чтобы было легче запомнить, какие города уже соединены, в каждую вершину додекаэдра был вбит гвоздь, и проложенный путь отмечался небольшой верёвкой, которая могла обматываться вокруг гвоздя. Однако такая конструкция оказалась слишком громоздкой, и Гамильтон предложил новый вариант игры, заменив додекаэдр плоским графом, изоморфным графу, построенному на рёбрах додекаэдра[4].

Гамильто́нов граф — граф, содержащий гамильтонов цикл.
При этом гамильтоновым циклом является такой цикл (замкнутый путь), который проходит через каждую вершину данного графа ровно по одному разу; то есть простой цикл, в который входят все вершины графа.
Также с гамильтоновым графом тесно связано понятие гамильтонова пути, который является простым путём (путём без петель), проходящим через каждую вершину графа ровно один раз. Гамильтонов путь отличается от цикла тем, что у пути начальные и конечные точки могут не совпадать, в отличие от цикла. Гамильтонов цикл является гамильтоновым путём.

Слайд 11

Гамильтоновы графы

амильто́нов граф — граф, содержащий гамильтонов цикл[1]. При этом гамильтоновым циклом является

Гамильтоновы графы амильто́нов граф — граф, содержащий гамильтонов цикл[1]. При этом гамильтоновым
такой цикл (замкнутый путь), который проходит через каждую вершину данного графа ровно по одному разу[2]; то есть простой цикл, в который входят все вершины графа.
Также с гамильтоновым графом тесно связано понятие гамильтонова пути, который является простым путём (путём без петель), проходящим через каждую вершину графа ровно один раз[1]. Гамильтонов путь отличается от цикла тем, что у пути начальные и конечные точки могут не совпадать, в отличие от цикла. Гамильтонов цикл является гамильтоновым путём.
Гамильтоновы путь, цикл и граф названы в честь ирландского математика У. Гамильтона, который впервые определил эти классы, исследовав задачу «кругосветного путешествия» по додекаэдру. В этой задаче вершины додекаэдра символизировали известные города, такие как Брюссель, Амстердам, Эдинбург, Пекин, Прага, Дели, Франкфурт и др., а рёбра — соединяющие их дороги. Путешествующий должен пройти «вокруг света», найдя путь, который проходит через все вершины ровно один раз[3]. Чтобы сделать задачу более интересной, порядок прохождения городов устанавливался заранее. А чтобы было легче запомнить, какие города уже соединены, в каждую вершину додекаэдра был вбит гвоздь, и проложенный путь отмечался небольшой верёвкой, которая могла обматываться вокруг гвоздя. Однако такая конструкция оказалась слишком громоздкой, и Гамильтон предложил новый вариант игры, заменив додекаэдр плоским графом, изоморфным графу, построенному на рёбрах додекаэдра[4].

В этой задаче вершины додекаэдра символизировали известные города, такие как Брюссель, Амстердам, Эдинбург, Пекин, Прага, Дели, Франкфурт и др., а рёбра — соединяющие их дороги.

Слайд 12

Классификация компьютеров

Дерево – граф иерархической структуры. Между любыми двумя его вершинами существует

Классификация компьютеров Дерево – граф иерархической структуры. Между любыми двумя его вершинами
единственный путь. Дерево не содержит циклов и петель.

Слайд 13

Чемпион

Финалисты

Участники ½ финала

Участники ¼ финала

Первоначальные игроки

Укажите перечисленные объекты у дерева

Корень – главная

Чемпион Финалисты Участники ½ финала Участники ¼ финала Первоначальные игроки Укажите перечисленные
вершина дерева.
Предок – объект верхнего уровня.
Потомок – объект нижнего уровня.
Листья – вершины, не имеющие потомков.

Олимпийская система спортивных соревнований

Слайд 14

Файловая структура

Укажите корневую вершину, объекты 1-го, 2-го и 3-го уровней

Файловая структура Укажите корневую вершину, объекты 1-го, 2-го и 3-го уровней

Слайд 15

Самое главное

Граф - наглядное средство представления состава и структуры системы. Граф состоит

Самое главное Граф - наглядное средство представления состава и структуры системы. Граф
из вершин, связанных линиями. Направленная линия называется дугой, ненаправленная – ребром.
Иерархия - расположение частей (элементов) целого в порядке от высшего к низшему. Системы, элементы которых находятся в отношениях подчиненности, называются иерархическими системами.
Дерево - граф иерархической системы. Между любыми двумя вершинами дерева существует единственный путь.

Слайд 16

Деревья и их свойства
Деревья являются простым, но очень важным видом графа. С

Деревья и их свойства Деревья являются простым, но очень важным видом графа.
их помощью описывается структура самых различных объектов: организации и учреждения, книг и документов, математических формул, компьютерных файловых систем, программ…

v11

Слайд 17


Листом (висячей вершиной) называют вершину степень которой равна 1, если она не

Листом (висячей вершиной) называют вершину степень которой равна 1, если она не
рассматривается как корень. В качестве корня в неориентированном дереве можно принять любую вершину
Основные свойства деревьев:
дерево – это связный граф без циклов
любая пара вершин в дереве связана единственной цепью
дерево – это связный граф, имеющий n-вершин и n-1 ребер
Естественным понятием расширения дерева является лес – несвязный граф, все компоненты которого деревья

Слайд 18

Кодирование Пруффера для деревьев с пронумерованными вершинами
Каждое дерево может быть однозначно записано

Кодирование Пруффера для деревьев с пронумерованными вершинами Каждое дерево может быть однозначно
числовым кодом, содержащим n-2 элемента и называемым кодом Пруффера
Алгоритм получения кода
Пусть вершины дерева пронумерованы числами от 1 до n. Отыскиваем вершины степени 1 с наименьшим номером и включаем в ход номер смежный с ней вершиной, после чего удаляем найденную вершину вместе с ребром.
С получившимся подграфом выполняем ту же операцию повторяя её, пока только останется два ребра

Слайд 19

пример:

3

2

7

6

5

1

4

3

4

1

7

6

5

Код - 1

Код - 4

4

1

7

6

5

Код - 1

1

7

6

5

Код - 6

7

6

5

Код - 6

14166

пример: 3 2 7 6 5 1 4 3 4 1 7

Слайд 20

Восстановление дерева по коду
Антикод – упорядоченное по возрастанию последовательность номеров вершин не

Восстановление дерева по коду Антикод – упорядоченное по возрастанию последовательность номеров вершин
вошедших в код Пруффера
Для примера 2, 3, 5, 7
Дерево строится путем добавления ребер. Очередное добавляемое ребро начиная с первого образуется парой вершин номера которых стоят 1 в строке кода и в строке антикода. После этого использованные элементы строк вычеркиваются. Если номер вычеркнутый из строки кода не содержится среди оставшихся в ней элементов его следует добавить в строке антикода не нарушая её упорядоченность. Такие же действия повторяются с остатками строк кода и антикода. Пока они будут вычеркнуты все элементы первой из них

Слайд 21

При этом строка антикода будет содержать 2 элемента образующих последнее ребро, которое

При этом строка антикода будет содержать 2 элемента образующих последнее ребро, которое
следует добавить к формируемому дереву

Слайд 22

Домашнее задание

1. Определите является ли граф эйлеровым?

Домашнее задание 1. Определите является ли граф эйлеровым?
Имя файла: Виды-графов.-Тема-4.2.pptx
Количество просмотров: 48
Количество скачиваний: 0