Содержание
- 2. (мнимые, неподлинные определения)
- 3. ПЛАН ЛЕКЦИИ 1. «Философия = мировоззрение» (или «система»).
- 4. ПЛАН ЛЕКЦИИ 1. «Философия = мировоззрение» (или «система»). =пространство свободы
- 5. ПЛАН ЛЕКЦИИ 2. «Философия = история философии», перечень имён и дат
- 6. ПЛАН ЛЕКЦИИ 2. «Философия = история философии», перечень имён и дат =философствование.
- 7. 3. «Философия = ответы на важные вопросы»
- 8. 3. «Философия = ответы на важные вопросы» вопрошание.
- 9. 4. Философия = «диванное», праздное, досужее занятие .
- 10. 4. Философия = «диванное», праздное, досужее занятие поле риска. .
- 11. 5. Философия = трансцендирование «в другую реальность» («другое место»).
- 12. 5. Философия = трансцендирование «в другую реальность» («другое место»). =экзистенция (здесь понимаемая как регистр, оптика)
- 13. 6. Философия = «наука», «наука наук»
- 14. 6. Философия = «наука», «наука наук» Метафизика; стихия мысли
- 15. 1. «Философия – мировоззрение» ? Традиционная историко-философская точка зрения: «Философия есть мировоззрение, т. е. совокупность взглядов
- 16. 1. «Философия – мировоззрение» ? Традиционная историко-философская точка зрения: «Философия есть мировоззрение, т. е. совокупность взглядов
- 17. Претензии Определение типа «X=Y» с одновременным прояснением Y (учебник П. В. Алексеева, с. 4)
- 18. Претензии Определение типа «X=Y» с одновременным прояснением Y «Совокупность взглядов» – чьих? (учебник П. В. Алексеева,
- 19. Претензии Определение типа «X=Y» с одновременным прояснением Y «Совокупность взглядов» – чьих? Совокупность взглядов – возникает
- 20. Претензии Определение типа «X=Y» с одновременным прояснением Y «Совокупность взглядов» – чьих? Совокупность взглядов – возникает
- 21. Претензии Определение типа «X=Y» с одновременным прояснением Y «Совокупность взглядов» – чьих? Совокупность взглядов – возникает
- 22. опровержение Свидетельство «изнутри»: «Философия к мировоззрению отношения не имеет» (М. Хайдеггер) ПОЧЕМУ?
- 23. Мировоззрение = Упрощение, редукция – во имя полноты и непротиворечивости Право как система – и логическая
- 24. Мировоззрение = Упрощение, редукция – во имя полноты и непротиворечивости Упорядочение, каталогизация сущего Беглый комментарий: СУЩЕЕ
- 25. Мировоззрение = Упрощение, редукция – во имя полноты и непротиворечивости Упорядочение, каталогизация сущего Предполагает «панорамное» видение
- 26. Мировоззрение = Упрощение, редукция – во имя полноты и непротиворечивости Упорядочение, каталогизация сущего Предполагает «панорамное» видение
- 27. Мировоззрение = Пассивное «восприятие»
- 28. Мировоззрение = Пассивное «восприятие» СУММА МНЕНИЙ (doxa), то есть совокупность данных
- 29. Мировоззрение = Пассивное «восприятие» СУММА МНЕНИЙ (doxa), то есть совокупность данных ВСЁ ЭТО НЕ ФИЛОСОФСКАЯ РАБОТА
- 30. «Философия не представляет собой систему знаний, которую можно было бы передать другим и тем самым обучить
- 31. Философия = «Осмысление существа сущего и вынесение решения о существе истины» М. Хайдеггер. Время картины мира
- 32. Философия = «Осмысление существа сущего и вынесение решения о существе истины» М. Хайдеггер. Время картины мира
- 33. Греки различали: Мировоззрение – φρόνησις Философия – ςοφία
- 34. Греки различали: Мировоззрение – φρόνησις Философия – ςοφία Философия – это вообще не СИСТЕМА, это ПОИСК.
- 35. Важнейшая метафора ПУТЬ (греч. μέθοδος) = МЕТОД
- 36. Три «свирепых мониста» Последние из создателей МЕТАНАРРАТИВОВ
- 37. Три «свирепых мониста» G. W. F. Hegel (1770-1831) Последние из создателей МЕТАНАРРАТИВОВ
- 38. Три «свирепых мониста» K. H. Marx (1818-1883) Последние из создателей МЕТАНАРРАТИВОВ
- 39. Три «свирепых мониста» S. Freud (1856-1939) Последние из создателей МЕТАНАРРАТИВОВ
- 40. 2. Философия – то же, что история философии ?
- 41. 2. Философия – то же, что история философии ? Философия – не кладбище с памятниками и
- 42. 2. Философия – то же, что история философии ? «В аспекте глубинной сути философии не существует
- 43. 2. Философия – то же, что история философии ? «В философии предшественники – это современники, с
- 44. «Предмет философии – это сам философствующий и его очевидная ничтожность» Притча о Фалесе. (И вопрос о
- 45. 3. Философия – ответы на важные вопросы ?
- 46. 3. Философия – поле неопределённости, РИСКА Основоположения: Ф – это вопросы (не ответы).
- 47. 3. Философия – поле неопределённости, РИСКА Основоположения: Ф – это вопросы (не ответы). Предмет Ф: изменчивость=историчность
- 48. 3. Философия – поле неопределённости, РИСКА Основоположения: Ф – это вопросы (не ответы). Предмет Ф: изменчивость=историчность
- 49. Для него естественно ОТСУТСТВИЕ НАЛИЧНОГО СМЫСЛА БЫТИЯ
- 50. …такой структуре действительности не может соответствовать знание, ориентированное на идеал однозначности. (Ср.: наука с её ориентацией
- 51. …такой структуре действительности не может соответствовать знание, ориентированное на идеал однозначности. Скорее – референция с «живой
- 52. «Слово же дольше дел определяет жизнь, если только по милости харит язык извлекает его из глубины
- 53. «…Вопреки расхожей молве, философия воплощает могучее стремление к поверхности, т. е. к тому, чтобы вынести на
- 54. «…Вопреки расхожей молве, философия воплощает могучее стремление к поверхности, т. е. к тому, чтобы вынести на
- 55. «…Вопреки расхожей молве, философия воплощает могучее стремление к поверхности, т. е. к тому, чтобы вынести на
- 56. Кто не готов «напороться на абсолютную сомнительность, тому лучше держаться от философии подальше» М. Хайдеггер GA
- 57. «Подлинным фундаментом философии является радикальное схватывание сомнительности; поставить под сомнение самого себя и жизнь – вот
- 58. Схватывание Σχήμα (греч.) Schema (лат.) Пояти (церковнослав.) По-ня-ть, в-ня-ть, вз-я-ть.
- 59. Х. Ортега-и-Гассет «Её [философии] существенным признаком мы назвали поиск целого как такового, захват Универсума».
- 60. ) Философствуют не О фактичной жизни, а ИС-ХОДЯ из нее. (Дело Сократа – буквально ис-ходя) Такой
- 61. ) Философствовать следует не О фактичной жизни, а ИС-ХОДЯ из нее. (Дело Сократа – буквально ис-ходя)
- 62. Платон о качествах истинных философов: первое – бесстрашие. ибо ход мысли может привести к выводам, которые
- 63. Философия – поле неопределённости, РИСКА и потому ДЕЛО ЛЮДЕЙ СВОБОДНЫХ
- 64. Философия – поле неопределённости, РИСКА и потому ДЕЛО ЛЮДЕЙ СВОБОДНЫХ Раб – вещь. Вещи не мыслят
- 65. Страх гонит нас в НЕПОДЛИННОСТЬ, в мир обезличенных людей (das Man) «Говорят…» «Считается…» «…как у людей…»
- 66. Страх гонит нас в НЕПОДЛИННОСТЬ, в мир обезличенных людей (das Man) «Говорят…» «Считается…» «…как у людей…»
- 67. Страх гонит нас в НЕПОДЛИННОСТЬ, в мир обезличенных людей (das Man) «Говорят…» «Считается…» «…как у людей…»
- 68. Страх гонит нас в НЕПОДЛИННОСТЬ, в мир обезличенных людей (das Man) «Говорят…» «Считается…» СТРАХ перед жизнью
- 69. А. М. Пятигорский: три самые одинокие в жизни вещи – это:
- 70. А. М. Пятигорский: три самые одинокие в жизни вещи – это: Любовь
- 71. А. М. Пятигорский: три самые одинокие в жизни вещи – это: Любовь Смерть
- 72. А. М. Пятигорский: три самые одинокие в жизни вещи – это: Любовь Смерть Мышление (=философствование)
- 73. Философия – не справочное агентство, выдающее рекомендации по нравственным вопросам;
- 74. Философия – не справочное агентство, выдающее рекомендации по нравственным вопросам; Философия – работа по сносу и
- 75. ФИЛОСОФИЯ и… СТРАДАНИЕ БУДДИЗМ «Четыре благородных истины» «Восьмеричный путь»
- 76. धर्म
- 77. «Также я увидел древний путь, древнюю дорогу, по которой шли Истинно Само-Пробуждённые прежних времён. И что
- 78. Это этот благородный восьмеричный путь: правильные воззрения, правильное устремление, правильная речь, правильные действия, правильные средства к
- 79. «Я шёл этим путём. Идя по нему, я получил прямое знание старения и смерти, прямое знание
- 80. Мераб Мамардашвили «Более того, философия, как я ее понимаю, и не была никогда системой знаний. Люди,
- 81. Мераб Мамардашвили Например, у Иванова есть какой-то свой способ выражения себя и в этом смысле –
- 82. Мераб Мамардашвили …Короче говоря, философия – это оформление и до предела развитие состояний с помощью всеобщих
- 83. О «реальных» вопросах «Вообще вопрос ״как это возможно?״ и есть метод и одновременно способ существования живой
- 84. О «реальных» вопросах «Вообще вопрос ״как это возможно?״ и есть метод и одновременно способ существования живой
- 85. ФИЛОСОФИЯ – ПУТЬ «Следовательно, есть какой-то путь к философии, который пролегает через собственные наши испытания, благодаря
- 86. СТРУКТУРА ФИЛОСОФСКОГО АКТА [Семинар # 2 «Природа философствования»].
- 87. 3. Философия – ВОПРОШАНИЕ Не ответы, а вопросы
- 88. 3. Философия – ВОПРОШАНИЕ Не ответы, а вопросы NB! Странность этого тезиса для людей, воспитанных в
- 89. 3. Философия – ВОПРОШАНИЕ Не ответы, а вопросы Не всякие вопросы (ср.: один дурак против миллиона
- 90. 3. Философия – ВОПРОШАНИЕ Не ответы, а вопросы Не всякие вопросы (ср.: один дурак против миллиона
- 91. Философские вопросы – не ЧТО ЕСТЬ бытие, сущность, время и т. п. – философ никогда не
- 92. Философские вопросы – не ЧТО ЕСТЬ бытие, сущность, время и т. п. – философ никогда не
- 93. «Для ответа, который невозможно высказать, нельзя также высказать и вопрос. Тайны не существует. Если вопрос вообще
- 94. Сократ
- 95. Сократ Майевтика Сократический диалог
- 96. «Правила»/техника вопрошания Prima intentio «Внимание первого рода» (Дунс Скот) Ноэзис (Эдмунд Гуссерль) Акт восприятия Переживание Интенциональность
- 97. «Правила» вопрошания Prima intentio «Внимание первого рода» (Дунс Скот) Ноэзис (Эдмунд Гуссерль) Акт восприятия Переживание Интенциональность
- 98. Установки сознания Естественная
- 99. Установки сознания Естественная Рефлексивная
- 100. Рефлексивное различение: Объекта
- 101. Рефлексивное различение: Объекта Способа его данности (=ИНТЕНЦИОНАЛ)
- 102. Рефлексивное различение: Объекта Способа его данности (=ИНТЕНЦИОНАЛ) Актов сознания, задающих смыслы (интенционалы), посредством которых только и
- 103. Subjectum Objectum 2. Различение предметности и (реальной) данности предметов «Ловушка» этих понятий
- 104. Subjectum Objectum 2. Различение предметности и (реальной) данности предметов Восприятие никогда не видит «нейтральных» / отдельных
- 105. Subjectum Objectum 2. Различение предметности и (реальной) данности предметов Восприятие никогда не видит «нейтральных» / отдельных
- 106. Subjectum Objectum 2. Различение предметности и (реальной) данности предметов Восприятие никогда не видит «нейтральных» / отдельных
- 107. Subjectum Objectum 2. Различение предметности и (реальной) данности предметов Восприятие никогда не видит «нейтральных» / отдельных
- 108. 3. Персональность акта вопрошания
- 109. Начало философствования – настроение / настроенность = = «основополагающее расположение». 3. Персональность акта вопрошания
- 110. Начало философствования – настроение / настроенность = = «основополагающее расположение». Всегда чьё-то – но в то
- 111. Но является ли «нашим» мышление – вопрос. 3. Персональность акта вопрошания
- 112. Философия начинается с настроения – с удивления, ужаса/страха, озабоченности, любопытства или радости. Из «основорасположения ужаса» возникает
- 113. Начало философствования – настроение / настроенность. Ключевое философское настроение: 3. Персональность акта вопрошания
- 115. ОПЫТ УДИВЛЕНИЯ (напр., описанный как «эффект бабочки») 3. Персональность акта вопрошания
- 116. ОПЫТ УДИВЛЕНИЯ 1. Описанный как «эффект бабочки»; 2. Описанный у Граббе (1801-1836): «Всего лишь один раз
- 117. Н. von Hofmannsthal. Lettres du voyageur а son retour / Lettre de Lord Chandos. Paris, 1992.
- 118. и ничего больше, только белизна живых созданий, скользящих в синем небе, ничего, только эти два цвета,
- 119. это неизгладимое впечатление вечности мгновенно пронзило его душу и отделило то, что было связано, связало то,
- 120. Философское различение СУЩЕГО и БЫТИЯ. 4. Вопрос задаётся только изнутри фактичной жизни = сущего
- 121. Философское различение СУЩЕГО и БЫТИЯ. Бытие про-яв-ляет (файноменон) себя сквозь/через сущее 4. Вопрос задаётся только изнутри
- 122. Философское различение СУЩЕГО и БЫТИЯ. Бытие про-яв-ляет (файноменон) себя сквозь/через сущее (NB: не «две реальности») 4.
- 123. Как опознать момент мышления? 4. Вопрос задаётся только изнутри фактичной жизни = сущего
- 124. Как опознать момент мышления? Пауза / стояние (времени=сознания 4. Вопрос задаётся только изнутри фактичной жизни =
- 125. Как опознать момент мышления? Пауза / стояние (времени=сознания Неповседневность опыта 4. Вопрос задаётся только изнутри фактичной
- 126. Как опознать момент мышления? Пауза / стояние (времени=сознания Неповседневность опыта Усилие / страдание / [рана] 4.
- 127. Как опознать момент мышления? Пауза / стояние (времени=сознания Неповседневность опыта Усилие / страдание / [рана] Недеяние
- 128. Как опознать момент мышления? Пауза / стояние (времени=сознания Неповседневность опыта Усилие / страдание / [рана] Недеяние
- 129. Как опознать момент мышления? Пауза / стояние (времени=сознания Неповседневность опыта Усилие / страдание / [рана] Недеяние
- 130. Доверие сказавшему: «Получилось». Любовь себя покажет только влюблённому, 4. Вопрос задаётся только изнутри фактичной жизни =
- 131. Доверие сказавшему: «Получилось». Любовь себя покажет только влюблённому, Бог – верующему, 4. Вопрос задаётся только изнутри
- 132. Доверие сказавшему: «Получилось». Любовь себя покажет только влюблённому, Бог – верующему, игра – играющему, 4. Вопрос
- 133. Доверие сказавшему: «Получилось». Любовь себя покажет только влюблённому, Бог – верующему, игра – играющему, искусство -
- 134. Доверие сказавшему: «Получилось». Любовь себя покажет только влюблённому, Бог – верующему, игра – играющему, искусство -
- 135. Возможно «ИНСЦЕНИРОВАНИЕ» / ПРОБУЖДЕНИЕ ситуации мышления Мышление = схватывание = понимание (греч. схема; ср. пон-я-ть, вз-я-ть)
- 136. Возможно ИНСЦЕНИРОВАНИЕ / ПРОБУЖДЕНИЕ ситуации схватывания Схватывание = понимание (пон-я-ть, вз-я-ть) «Понятия философии схватывают ЦЕЛОЕ, но
- 137. Возможно ИНСЦЕНИРОВАНИЕ / ПРОБУЖДЕНИЕ ситуации схватывания Схватывание = понимание (пон-я-ть, вз-я-ть) «Понятия философии схватывают ЦЕЛОЕ, но
- 138. Возможно ИНСЦЕНИРОВАНИЕ / ПРОБУЖДЕНИЕ ситуации схватывания Схватывание = понимание (пон-я-ть, вз-я-ть) «Понятия философии схватывают ЦЕЛОЕ, но
- 139. 5. Философский акт - трансцендирование Образец описания трансцендирования – работа М. Хайдеггера «Что такое метафизика?» (демонстрирующая
- 140. «Метафизика – это вопрошание сверх сущего, выход за его пределы (trans), так что мы получаем после
- 141. «Метафизика – это вопрошание сверх сущего, выход за его пределы (trans), так что мы получаем после
- 142. «Метафизика – это вопрошание сверх сущего, выход за его пределы (trans), так что мы получаем после
- 143. Выход за пределы сущего – выдвинутость в Ничто, свободное отпускание себя в Ничто, в человеческую безопорность.
- 144. Выход за пределы сущего – выдвинутость в Ничто, свободное отпускание себя в Ничто, в человеческую безопорность.
- 145. = выход из индивидуальных манифестаций в универсум «непроявленного» Ср. в Веданте: «Сознание любого существа, обладающего Знанием,
- 146. «Предметом философского вопрошания является человеческое вот-бытие, вопрошающее о характере своего бытия» (М. Хайдеггер)
- 147. Как совершается экзистенция? Мир не есть нечто «посюстороннее», по отношению к которому ГДЕ-ТО начинается «потустороннее» как
- 148. Мир с его рельефом, регионами сущего и пр. – и есть трансцендирующий человек (сущее в целом)
- 149. Для этого необходимо снова и снова совершать односложный шаг, посредством которого мы переступаем к тому, что
- 150. К «САМИМ ПРЕДМЕТАМ» МОЖНО ОБРАТИТЬСЯ ТОЛЬКО ЧЕРЕЗ ЯЗЫКОВЫЕ МАНИФЕСТАЦИИ (ЭТИХ ПРЕДМЕТОВ).
- 151. Σωον λογον έχον «Живущее, чьё бытие сущностно определяется способностью говорить»
- 152. Σωον λογον έχον «Живущее, чьё бытие сущностно определяется способностью говорить» Метафизика как предельный смысл мира хранится
- 153. ЯЗЫК НИКОГДА НЕ ЕСТЬ ЯЗЫК ГОВОРЯЩЕГО, НО ВСЕГДА ЯЗЫК БЕСЕДЫ, КОТОРУЮ ВЕДУТ С НАМИ ВЕЩИ Г.-Г.
- 154. Что «ДАЁТ» философия? «ЗАЧЕМ» она? Какова её «ЦЕЛЬ»?
- 155. Что «ДАЁТ» философия? «ЗАЧЕМ» она? Какова её «ЦЕЛЬ»? миг = «бьющееся сердце времени» = собственно жизнь
- 156. В формулировке Парменида: «…ибо мыслить – то же, что быть»
- 157. НИЗАЧЕМ. «Целью философии является сама философия. Так же как цель поэзии – сама поэзия» (М. Мамардашвили)
- 159. Скачать презентацию